Без формализма и волокиты

Получение паспорта, оформление документов для выезда за границу, договора о купле-продаже жилья — кому из нас не доводилось решать эти вопросы? Чтобы получить нужную справку, приходилось часами томиться в очередях, изрядно побегать по инстанциям, а вдобавок еще нарваться на грубость какого-нибудь клерка. Теперь уже очевидно, что ситуация меняется в лучшую сторону. Во всяком случае в первом полугодии нынешнего года в стране впервые за пять лет уменьшилось количество обращений граждан в Администрацию Президента, причем аж на 37 процентов. Но это в теории. А что изменилось на практике? На днях глава президентской Администрации Геннадий Невыглас лично проверял работу некоторых столичных госслужб.

Больше плюсов
Не открою Америку, если скажу, что рядового гражданина мало волнуют рост ВВП и прочие макроэкономические показатели. Для него гораздо важнее, насколько профессионально относится к своему делу руководитель ЖЭС, сотрудник ГАИ или налоговый инспектор. Минчане в этом плане, как и подобает столичным жителям, всегда более требовательны и привередливы. Мы как-то незаметно привыкли смотреть на чиновника снизу вверх, неуютно чувствуя себя в роли просителей. Между тем один из философов однажды заметил: самых довольных граждан имеет то государство, которое создает иллюзию, будто все они — маленькие короли. И ведь он абсолютно прав. Когда ты заходишь в госучреждение, зная, что тебя здесь оперативно и грамотно обслужат, на мир смотришь совсем по-другому.
Расчетно-справочный центр ЖЭС № 6, 19, 33, 71 ЖРЭО Первомайского района Минска был одним из первых объектов, который посетил Геннадий Невыглас. Здесь уже не первый год работает служба “одного окна”. Вся система центра объединена в единую компьютерную сеть. Здесь можно получить справку о лицевом счете, оформить документы на паспорт, оплатить все коммунальные платежи и еще много чего. В сезон отпусков самые востребованные — паспортисты. Вот мужчина лет тридцати заполняет какие-то бланки. Подходим поближе, знакомимся.
— Оформляю разрешение на выезд за границу, — поясняет Сергей Хомич. — Пока никаких проблем. Все доступно объяснили, не нужно никуда бегать, очень удобно. Тут же работает юрист, можно получить консультацию по любому вопросу.
Кстати, нужную справку можно заказать и по телефону, позвонив в центр и сообщив необходимые данные. В назначенное время приходишь, предъявляешь паспорт и получаешь “заказ”. В перспективе, по словам главы администрации Первомайского района Валерия Скакуна, ставится задача объединить базы данных в одну локальную сеть, где будет аккумулирована вся информация о гражданине из нотариальных служб, органов образования и других структур.
Подобных расчетно-справочных центров в столице 34, и их работу минчане уже по достоинству оценили. А вот с некоторыми другими новинками мы ознакомились впервые. К примеру, в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники почти три тысячи компьютеров в общежитии и в учебном корпусе уже объединили в единую информационную сеть. Что она дает? Только плюсы.
— У нас каждый студент имеет доступ к электронной учебной литературе, тут же на сервере вся нормативная база по данному вузу, последние новости, есть даже свое телевидение. А еще мы можем вопрос ректору задать на форуме, — с гордостью проинформировала меня второкурсница Анастасия Рябая.
...И никакой очереди
Но самое интересное нас ожидало в Минском городском агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру. Сюда стоит зайти даже просто из любопытства. Спокойно, тихо, прохладно и... никакой толчеи. А ведь в иные времена здесь было не протолкнуться.
— А где же очередь? — удивился Геннадий Невыглас. — Разогнали, что ли?
— А у нас теперь очередей не бывает, — улыбнулась администратор и объяснила, почему.
Прямо скажем, для наших граждан, не избалованных сервисом, нынешний уровень обслуживания в БРТИ приятно удивляет. У входа установлен терминал с сенсорным экраном. Нажимаешь на кнопку, и через секунду умная машина выдает талон с номером очереди. Не нужно допытываться “кто крайний”, следить, чтобы никто не прошел вперед. В уютном холле ждешь в среднем шесть-восемь минут. Затем женский голос объявляет ваш номер и номер окна, к которому нужно подойти. Окно — название условное. На самом деле все вопросы решаются в отдельных удобных кабинках, в каждой из которых ведется аудиозапись разговора персонала с клиентами. К услугам посетителей здесь более 30 регистраторов.
— Мы обеспечили возможность предварительно записаться на прием по телефону или через интернет-сайт агентства. А в ближайшее время планируем внедрить систему оплаты своих услуг по банковским пластиковым карточкам, — сообщил директор агентства Игорь Стома.
— Неужели совсем нет жалоб? — поинтересовались мы.
— Конечно, есть. В один миг искоренить все недостатки вряд ли возможно. Но, во-первых, количество жалоб по сравнению с прошлым годом сократилось вдвое. А во-вторых, много еще необоснованных претензий. Пришел, например, гражданин заказать справку, а паспорт не взял. Естественно, заказ у него попросту не примут. Но забывчивый клиент все равно винит регистраторов, мол, не пожелали пойти навстречу.
Раньше жаловались на то, что невозможно дозвониться. Решили и эту проблему. С июня здесь работает справочно-информационная служба. По будням с 9.00 до 17.30 по номеру 132 можно получить бесплатную консультацию.
Судя по отзывам, минчанам новый стиль работы пришелся по душе. А еще они признают, что чиновники стали чаще улыбаться, более внимательно относиться к людям.
Подводя итог проделанной в стране работе по дебюрократизации, Геннадий Невыглас отметил, что за 1—2 года поставленную задачу не решить. Многие ерничают по поводу того, что искоренить бюрократию никому не удается. Мол, даже в развитых странах она присутствует. Кто же спорит, без чиновничества ни одно государство не может функционировать. Но главная задача состоит в том, чтобы чиновник работал не на себя, а на людей, налогоплательщиков.
— Необходимо максимально ограничить вмешательство чиновников в жизнь граждан, сократить виды и количество справок, упорядочить административные процедуры и, главное, не чинить новых барьеров. Вместо бумажного вала необходимо быстрее внедрять электронный документооборот. Если бы сегодня все ведомства и госслужбы имели компьютерные базы данных, связанные между собой, эффект деятельности госаппарата был бы на порядок выше, — резюмировал руководитель Администрации Президента.
На что жалуетесь?
В нынешнем году столичных жителей больше всего волнуют проблемы строительства и жилищной политики — 35 процентов
обращений граждан в Мингорисполком касаются этой темы. Примерно 25 процентов обратившихся недовольны работой жилищно-коммунального хозяйства. На торговлю и бытовое обслуживание приходится около трех процентов всех жалоб, менее одного процента — на транспорт и связь.
За первые шесть месяцев года в связи с жалобами граждан на проявления чванства, волокиты и бюрократизма в Минске к различным видам ответственности привлечено 339 человек.

Цифры и факты

15 календарных дней — таков срок выдачи государственными органами справок с момента подачи заявления гражданина.
20.00 — в это время заканчивается прием граждан по личным вопросам в столичной мэрии. В Мингорисполкоме утвержден график приема граждан по личным вопросам председателем, его заместителями и управляющими делами. В рабочие дни — с 15.00 до 20.00, по субботам — с 10.00 до 13.00.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter