Без будней праздников не бывает.

28 ноября исполнится 15 лет с начала работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Накануне юбилейной даты Председатель Палаты представителей Владимир АНДРЕЙЧЕНКО дал интервью “НГ”.

— Владимир Павлович, наступающий юбилей — приятный повод поговорить о достижениях Палаты представителей за прошедшее пятнадцатилетие. Что вы особо отметили бы в сделанном депутатами за это время?

— Я не склонен воспринимать наступающую дату как основание для самоотчета о проделанной работе, перечисления названий хотя бы части из более 1500 принятых парламентом законов, в том числе 31 кодекса, большого множества событийных, международных, межпарламентских и иных мероприятий, в которых приняли участие депутаты трех предыдущих и нынешнего, четвертого созыва. Хотя за всем этим стоит колоссальный труд, прошедшее пятнадцатилетние, полагаю, следует характеризовать прежде всего с точки зрения роли Палаты представителей как одной из двух палат Национального собрания Республики Беларусь в строительстве белорусской государственности, в социально-экономическом и общественно-политическом развитии страны. Законы ведь разрабатываются и принимаются не ради законов, а для обеспечения нормальной, безопасной жизнедеятельности государства и общества, реализации конституционных прав и свобод граждан, для государственной поддержки людей, в силу ряда причин нуждающихся в социальной защите. Если с этой позиции посмотреть на пройденный нами путь, то роль Палаты представителей в становлении и укреплении белорусской государственности, в решении задач нашей внутренней и внешней политики реальна и значима. Это неоспоримый факт, как ни пытаются оппоненты власти, преследуя свои политические цели, принизить статус законодательного и представительного органа.
Сегодня со всей определенностью можно сказать, что сформированная четырьмя депутатскими созывами законодательная база оказывает реальное позитивное влияние на развитие Беларуси, на сохранение и укрепление политической и общественной стабильности, соответствует духу Конституции и задачам, стоящим перед страной. Прошедшие 15 лет были для парламента временем конкретной созидательной работы, что позволило нам достичь того результата, о котором я сказал.

— Однако каждый последующий депутатский созыв подправляет часть законов, принятых своими предшественниками.

— Это нормальная, общепринятая мировая законотворческая практика. Жизнь не стоит на месте, поэтому возникает необходимость в совершенствовании нормативно-правового массива, во внесении в него изменений и дополнений, востребованных в процессе применения тех либо иных правовых норм, либо в его приведении в соответствие с новыми законодательными актами.

— Вы могли бы выделить, если оглянуться на прошедшее время, самые важные этапы в формировании национального законодательства?

— Законодательная деятельность каждого депутатского созыва является важным периодом в формировании и обновлении правового поля страны, хотя в главном задача у парламентариев всегда общая — принятие качественных законов. Таковыми их делает как безукоризненная юридическая, экономическая, финансовая, лингвистическая и иная экспертная проработка, так и адекватность задачам конкретного этапа развития страны. Первому депутатскому созыву пришлось в сжатые сроки закладывать фундамент правовой системы государства, активно заниматься кодификацией законодательства, второму — сосредоточиться главным образом на упорядочении и систематизации законодательства, создании правовой системы национальной безопасности и обороны, третьему — обновлять законодательное пространство для практического осуществления принципа “Государство — для народа”. Депутаты нынешнего, четвертого созыва уделяют первоочередное внимание вопросам совершенствования правового механизма экономических отношений, перевода их в русло назревших инновационных, инвестиционных, экспортных, ресурсосберегающих, интеграционных и иных задач. Разумеется, я обозначил только некоторые из приоритетов законодательной работы на разных этапах формирования правового поля. А по своему конкретному содержательному наполнению она исходит от реальных жизненных проблем и помогает их решению.

— Сложились ли в Палате представителей свои традиции?

— Они связаны не только с какими-либо событиями или нашими коллективными мероприятиями, как, скажем, участие депутатов в субботниках, в посадке деревьев, благотворительных новогодних акциях, в спортивных соревнованиях, в том числе на европейском уровне, где наша команда показывает высокие результаты, а главным образом с организационными и содержательными моментами законотворческого процесса. Что я имею в виду? Во-первых, преемственность депутатского корпуса, т.е. часть депутатов предыдущего парламентского созыва избирается в состав нового. Это вместе со стабильным кадровым большинством нашего Секретариата позволяет Палате представителей без раскачки включаться в работу, более оперативно передавать новоизбранным депутатам накопленный опыт законодательной и международной парламентской деятельности. Во-вторых, вся работа от поступления законопроекта в палату до его рассмотрения в Овальном зале подчинена строгому Регламенту, что исключает неразбериху и суету. В-третьих, у нас сложилась очень хорошая традиция конструктивного взаимодействия с нашими партнерами по законотворческому процессу — Советом Министров, Советом Республики и Администрацией Президента, которую мы стараемся всемерно укреплять.
На треке международной и межпарламентской деятельности плотно контактируем с Министерством иностранных дел, белорусскими посольствами в других государствах, с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России, парламентскими структурами СНГ, Евразийского экономического сообщества, ОДКБ. Это также традиционно доминантный участок парламентской работы. Очень важной традицией, сложившейся за прошедшее пятнадцатилетие, считаю и изучение депутатами правоприменительной практики непосредственно на местах. Оно проходит как в рамках депутатского семинара, так и на выездных заседаниях профильных комиссий. Эта работа очень помогает нам в поиске оптимальных законодательных решений.

— Рассмотрение законопроектов в Овальном зале происходит в последние годы без пикировки и эмоциональных всплесков. Разве нет тем для дискуссий?

— Законотворчество — это прежде всего достаточно рутинная, кропотливая работа на заседаниях постоянных комиссий и рабочих групп по подготовке законопроектов. Многочисленные консультации, обсуждения и согласования. Именно на этом уровне прорабатываются и шлифуются нормативно-правовые акты, внесенные в Палату представителей субъектами права законодательной инициативы. Здесь главным образом и происходит “выпускание паров”. Поэтому в Овальный зал депутаты приходят, как правило, с консолидированной позицией. Полагаю, вполне деловой подход. Неразумно превращать парламентскую работу в сплошную дискуссию, что очевидно на примере некоторых парламентов сопредельных нам государств.

— Депутаты доказали свой профессионализм и работоспособность?

— Мы ничего никому не доказываем, в этом нет нужды, так как за нас свидетельствуют наши дела. Просто добросовестно и ответственно исполняем свои парламентские обязанности. Говорю о нынешних депутатах, но знаю не понаслышке, что и в прежних созывах работали по-настоящему профессиональные люди, немало из которых занимают в настоящее время разные ответственные посты. И из этого созыва палаты несколько депутатов выдвинуты на высокие должности.

— На чем, на ваш взгляд, держится репутация парламентария?

— То, что избиратели оказали ему доверие на выборах в Палату представителей, говорит само за себя, тем более, что зачастую люди выбирают самого достойного из нескольких претендентов на депутатский мандат. Предпочтение отдается, как правило, тем, кого знают по работе, общественным делам, кто людям известен либо смог завоевать симпатии избирателей во время выборной кампании. А депутата оценивают уже по иной, я сказал бы, более взыскательной шкале: как активно он участвует в законотворческой работе, какие вносит предложения, что конкретно делает для своего избирательного округа, помогает ли людям в решении их житейских вопросов, с которыми они к нему обращаются. Из этого в основном и состоит повседневная работа парламентария и складывается его авторитет.

— Как вы полагаете, почему представители большинства партий проигрывают другим кандидатам в депутаты на парламентских выборах?

— Пока такие партии будут преимущественно виртуальными структурами, к которым “прописана” энная численность людей, то их политики так и будут политиками локального масштаба, а сами партии — имеющими мизерный общественный рейтинг. Это один момент. Второй — проблема партийного строительства состоит не в его административном торможении, а в потере связи с политической реальностью. Отсюда и политическая несостоятельность. Если ресурс своего влияния на общественное мнение партия ищет в отрицании всего и вся, в призывах к уличным беспорядкам, то такой позицией она обрекает себя оставаться на слабеньких ножках. Нормальные, здравомыслящие люди демагогию и агрессию не приемлют даже в “молчаливой” упаковке.

— Какой же подход должен быть, по вашему мнению, к реалиям?

— Реальный. Ответственный. Партии радикального окраса должны понимать, что за состояние дел в стране, за конституционный порядок ответственность несет не только государственная власть, но и они тоже. Только заинтересованы ли они в таком подходе — большой вопрос. И, скорее всего, к сожалению, он риторический.

— Поэтому парламентарии и действуют с упреждением, принимая дополнительные законодательные меры по укреплению национальной и общественной безопасности?

— Любые правовые меры должны быть адекватными требованиям жизни, своевременными и иметь упреждающий характер, что касается всей нормативно-правовой базы. Закон — это не только установленные правила для определенной сферы общественных отношений, но и инструмент для решения назревших вопросов и задач. Действовать с упреждением — значит постоянно отслеживать эффективность этого инструмента, вовремя заметить, что не срабатывает, определить правовые пробелы либо устранить устаревшие предписания. Это всегда тщательное изучение правоприменительной практики, существующих противоречий, в общем, дело непростое. Ведь вопросы, бывает, возникают довольно чувствительные. Как, скажем, в хозяйственном, гражданском, социальном законодательстве, так и в регулирующем безопасность государства и общества.
Текущий мировой политический контекст таков, что появляются новые, нетрадиционные формы угрозы безопасности. Поэтому и право не должно быть ни в коем случае размытым, неадекватным. Мы считаем безопасность нашей государственной ценностью и принимаем все необходимые меры законодательного противодействия преступности, терроризму, экстремизму, коррупции, даже если эти меры трактуются нашими политическими оппонентами как достаточно жесткие. Государство, как подчеркивал Президент А. Г. Лукашенко, способно защитить законность и правопорядок от любых преступных поползновений. В этом люди могут быть уверены.
Определенным кругам в нашей стране и за рубежом не дает покоя зуд от отсутствия в Палате представителей политической конфронтации. Конструктивная законотворческая работа их раздражает. Им хочется шоу, перепалки у микрофонов, бури и, кажучы па-беларуску, валтузні на плошчах. Абсолютному же большинству людей это не нужно. Людям нужна мирная, спокойная, благополучная жизнь. Для этого и работают законодатели совместно со всеми ветвями государственной власти.

— Приступив три года назад к парламентской работе, нынешние депутаты активно занялись развитием межпарламентского взаимодействия в разных форматах, в том числе на европейском векторе. Однако Европарламент выбрал линию на конфронтацию с Национальным собранием Беларуси и принял решение о неучастии нашего парламента в парламентской составляющей “Восточного партнерства”. Таким образом, политические мотивы возобладали над здравым смыслом. Возможно ли, на ваш взгляд, купировать эту проблему?

— При условии наличия у западноевропейских парламентариев соответствующих позитивных установок. Ведь чтобы решить проблемы, надо изменить уровень сознания, которым они порождены. Политика двойных стандартов тупиковая, не имеет никакой позитивной перспективы. Национальное собрание Беларуси неоднократно заявляло о своей готовности к конструктивному диалогу и взаимодействию на равноправной основе. Не думаю, что можно всерьез говорить о добрососедстве и партнерстве, играя по старой партитуре на обострение отношений с государством, находящимся в центре Европы. Политические дивиденды от этой затеи весьма призрачны и кратковременны. А все призрачное рассеивается, как рассеивается самый густой туман.

— Международная деятельность Палаты представителей имеет широкую географию межпарламентских связей. Какова ваша оценка парламентского сотрудничества на евразийском пространстве и участия в нем белорусских парламентариев?

— Национальным собранием накоплен богатый опыт разностороннего взаимодействия со странами Содружества Независимых Государств, как я уже сказал, в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, МПА СНГ, ЕврАзЭС, а в последние годы с Парламентской ассамблеей ОДКБ, которая все более уверенно заявляет о себе. Наши межпарламентские отношения приобрели по-настоящему конструктивный характер. Депутаты Палаты представителей используют все лучшее, что было наработано нашими предшественниками, и активно участвуют в работе названных парламентских организаций. В рамках нашего сотрудничества идет обмен опытом парламентской работы, гармонизации и унификации национальных законодательств на основе модельных законов.

— На первом плане — экономическая повестка?

— В нашем взаимодействии она была всегда насыщенной, а в связи с созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, зоны свободной торговли в СНГ ее актуальность увеличилась многократно. Необходима гармонизация и унификация национальных законодательств на качественно новой основе. Диалог парламентариев практически идет непрерывно по различным спектрам законотворческой работы с акцентом на совершенствование юридического механизма наших отношений, чтобы они стали более плодотворными в интересах каждой страны.

— Депутатам нынешнего созыва выпало работать в непростых обстоятельствах, вызванных последствиями глобального финансово-экономического кризиса и повлиявших на нашу экономику. Сложнее стало работать в избирательных округах?

— Я не сказал бы, что наше общение с избирателями осложнилось. Вдумчивая представительская работа парламентария требовалась всегда, но с учетом проблем, решаемых в настоящее время, значение ее возросло. Отвечаем на интересующие людей вопросы, в откровенной тональности говорим о проблемах, разъясняем меры, предпринимаемые по стабилизации экономики, социальной поддержке населения, координируя эту работу с распорядительными и исполнительными органами. Помогаем им по возможности в решении конкретных проблем, в том числе социального характера.

— Жизнью простых людей депутаты интересуются?

— А чьи же интересы в первую очередь мы представляем в парламенте! Депутаты в большинстве своем прошли хорошую школу жизни, их хорошо знают в регионах, на селе либо в районах и городах. Мы регулярно проводим прием избирателей, встречи в трудовых коллективах. Обсуждая и дорабатывая новые законопроекты, в первую очередь думаем о том, каким образом их принятие скажется на решении тех или иных вопросов, влияющих в итоге на улучшение жизни людей.

— Владимир Павлович, вы также часто общаетесь с людьми в разных регионах и в своем избирательном округе. К парламентарию вашего статуса по идее надо бы обращаться не по простым житейским вопросам, а общественно значимым. Но всегда ли так бывает?

— Отвечу предельно кратко: я считаю, что нет незначимых вопросов, если они волнуют конкретного человека.

— Из всего сказанного вами напрашивается вывод, что парламентская работа достаточно прозаичная и будничная.

— А из чего состоит нормальная жизнь? Из обычных будничных дел. Но без будней и праздников не бывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter