“Без белорусов Петербург невозможно представить”, - Николай НИКОЛАЕВ, заведующий отделом редких книг Российской национальной библиотеки

Здесь, на берегах Невы, печатались первые книги Янки Купалы, рукой Бронислава Тарашкевича писалась первая белорусская грамматика, стараниями Евфимия Карского очерчивались этнографические границы Беларуси, усилиями Дмитрия Жилуновича и Александра Червякова закладывались основы белорусской советской государственности. К такому выводу пришел исследователь Николай Николаев. Своими открытиями ученый делится в особое время – в этом году отмечается 20-летие возрождения белорусской национальной жизни в Санкт-Петербурге.

Здесь, на берегах Невы, печатались первые книги Янки Купалы, рукой Бронислава Тарашкевича писалась первая белорусская грамматика, стараниями Евфимия Карского очерчивались этнографические границы Беларуси, усилиями Дмитрия Жилуновича и Александра Червякова закладывались основы белорусской советской государственности. К такому выводу пришел исследователь Николай Николаев. Своими открытиями ученый делится в особое время – в этом году отмечается 20-летие возрождения белорусской национальной жизни в Санкт-Петербурге.

Николай Викторович Николаев

Родился 21 февраля 1955 года в городе Щучин Гродненской области в семье военного летчика. С 1978 года работает в Российской национальной библиотеке. Здесь хранится самая большая в мире коллекция книг Франциска Скорины: три полных комплекта “Бивлии Руской”, а также “Апостол”, “Малая подорожная книжица” и “Псалтырь”, есть издания Сымона Будного, продукция почти всех белорусских средневековых “друкарен” (39 типографий того времени!), есть книги из библиотек Радзивиллов, Сапег, монастырских собраний из разных городов. Николаев – член ученого совета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, правления Белорусского общественно-культурного общества в Санкт-Петербурге. Федеральным агентством по печати и коммуникациям Российской Федерации награжден юбилейной медалью “Трехсотлетие русского гражданского шрифта”, Белорусской православной церковью отмечен орденом Святого Кирилла Туровского II степени.

От Купчино до Невского проспекта

– Когда вы впервые поняли, что не один в Петербурге, что вокруг есть земляки?
– Первое, что я сделал, поселившись в Ленинграде, – подписался на минский еженедельник “Літаратура і мастацтва”. Как-то на почте ошиблись и принесли мне все белорусские газеты, адресованные в Купчино – “хрущевский” район, в котором я снимал квартиру в 70-е годы прошлого столетия. Не стал возвращать посылку в отделение связи, а сам нашел адресатов и заодно с ними познакомился. Сильное впечатление оставили встречи со старыми белорусами-петербуржцами: историком Валентином Грицкевичем, дочкой академика Максима Горецкого Галиной Максимовной, профессором медицины Николаем Гуриным, генералом Леонидом Сланевским – это наследники нашей старой интеллигенции, они между собой разговаривали по-белорусски, пользуясь другими языками только на работе. И разговор их был умный: осторожный, основанный на богатом (хотя не всегда легком и радостном) жизненном опыте. У них можно было научиться и еще одной важной для молодого человека вещи: умению молчать и умению слушать других. В 1989 году я участвовал в создании Белорусского общественно-культурного товарищества, которое стало первым в городе на Неве объединением соотечественников с 1917 года.

Старший брат Минска

– Когда белорусы начали появляться в Петербурге?
– Белорусская диаспора все время росла: от трех тысяч человек в 1900-м до 70 тысяч – в 1910-м (3,7 процента от всего населения города). В начале XX столетия белорусы были самой большой национальной диаспорой города, по количеству жителей уступая только русским. 70 тысяч белорусов Петербурга в 1910 году – это больше, чем все население самого большого в Беларуси того времени города Витебска (65 тысяч), городов Гродно (52 тысячи) и Могилева (50 тысяч). Значит, по абсолютному большинству горожан-белорусов Санкт-Петербург был самым большим белорусским городом. А принимая во внимание значительный процент интеллигенции, рабочих высокой квалификации и представителей шляхты, Петербург занимал позиции выше Минска.
– Кто из белорусов оставил наиболее заметный след в истории Петербурга XIX – начала XX столетия?
– Самыми известными нашими земляками стали министр финансов Российской империи Михаил Вронченко из Копыси, генерал-фельдмаршал Иосиф Гурко с Могилевщины, военный министр Николай Сухозанет из имения Весея под Слуцком, путешественники Николай Пржевальский и Петр Козлов со Смоленщины, композиторы Дмитрий Шостакович (родился в Петербурге, отец с Витебщины) и Игорь Стравинский (отец с Гомельщины), философы Николай Лоский из Витебской губернии и Никифор Бравкович (выпускник Могилевской семинарии), архитекторы Аполлинарий Красовский из Виленской губернии, Лев Шишко (отец из Речицкого уезда) и Марьян Лелевич (из Волковыска), адвокат Владимир Спасович из Речицы, художник Михаил Микешин, уроженец Смоленской губернии, акушер Антон Красовский из-под Слуцка и хирург Евстафий Богдановский из Мстиславского уезда, журналисты и писатели Фаддей Булгарин с Минщины и Осип Сеньковский с Виленщины, инженеры Владимир Миткевич и Ипполит Евневич с Минщины, востоковеды Иосиф Гришкевич с Виленщины, Владимир Гиргас из Гродно и Игнат Крачковский из Вильно, орнитолог Дмитрий Кайгородов из Полоцка, капитан Александр Казарский из Витебской губернии.
– Среди упомянутых вами имен фигурируют выходцы из современных России, Литвы. Почему вы приобщаете этих деятелей к белорусской диаспоре в Петербурге? Осознавали ли они  сами свою белорусскость?
– В XIX столетии существовала единая Российская империя, и белорусы жили не только в границах современной Республики Беларусь, но и, например, на Смоленщине, которая является этнографической территорией двух народов, нашим общим наследием. Показателен пример Михаила Микешина. Он учился в Академии искусств, где дружил с Тарасом Шевченко, и под влиянием украинского друга начал осознавать себя белорусом, о чем не раз вспоминал и даже зафиксировал образ белоруса в проекте (нереализованном) памятника своему земляку, также смоленскому белорусу композитору Михаилу Глинке. При этом Микешин оставался убежденным монархистом.
– В чем особое значение Петербурга для белорусской культуры?
– Считается, что современный белорусский литературный язык “родили”, сформировали писатели начала XX столетия, прежде всего – Колас и Купала. Между тем грамматическую структуру и правописание, “одежду” ему создали... в Петербурге. Петроградские белорусисты занимали ведущее место в белорусоведении того времени. Большим авторитетом пользовался профессор Евфимий Карский. Он приехал в Петроград из Ростова-на-Дону (где жил в эвакуации вместе с другими сотрудниками Варшавского университета) в конце 1916 года, после избрания ординарным академиком Императорской Российской академии наук по отделению русского языка и словесности. Важным делом для Карского была поддержка молодого филолога Бронислава Тарашкевича, которого оставили на кафедре русского языка для подготовки к профессорскому званию и написанию белорусской грамматики. В мае 1918 года преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич, автор только что изданной в Вильно “Беларускай граматыкі”, стал заведующим культурно-просветительским отделом петроградского отделения Белорусского национального комиссариата. Карский же до конца жизни оставался в Ленинграде – здесь и похоронен в 1931 году на Смоленском кладбище.

Композиторы, чекисты, красавицы под алыми парусами

– Санкт-Петербург еще в ленинградский период своей истории стал культовым для туристов. Какие места города вы посоветовали бы обязательно посетить путешественникам из Беларуси?
– Сейчас в городе “белорусские места” отмечены тридцатью мемориальными досками или памятниками в честь земляков, которые здесь жили и работали, а это: академики Борис Галеркин и Генрих Графтио, чекист Феликс Дзержинский, поэты Янка Купала и Адам Мицкевич, подпольщик Константин Заслонов, хирург Евстафий Богдановский, акушер Антон Красовский, генерал Парижской коммуны Валерий Врублевский, руководитель восстания 1794 года Тадеуш Костюшко, путешественники Николай Пржевальский, Григорий Грум-Гржимайло и Петр Козлов, герои Великой Отечественной войны Володя Ермак, Федос Смолячков, Зина Портнова, Дмитрий Оскаленко, Валентин Дрозд, Андрей Корзун, Александр Толпеко, автор знаменитых “Алых парусов” Александр Грин, ученые Александр Ковалевский, Дмитрий Кайгородов, Игнат Крачковский, деятели искусства Дмитрий Шостакович, Ефим Копелян, Евсей Моисеенко, контр-адмирал Петр Попкович, митрополит Николай Ярушевич.
В историческом центре Петербурга сохранилось более 150 домов, построенных архитекторами-белорусами, четыре из них – на Невском проспекте. Многие из этих строений имеют неповторимый облик, влияют на силуэт всего города. На Невском проспекте это дом Мертенса, торговца мехами. Архитектор дома – уроженец Волковыска Марьян Лелевич, который впервые в российском строительстве использовал железобетон. Тот же Лелевич спроектировал кинотеатр Parisiana на Невском проспекте – один из первых синематографов в России.
– Кто из современников, имея белорусские корни, создает честь и славу Петербурга?
– Сейчас в Петербурге живет более 65 тысяч наших соотечественников. Высокие должности и большой авторитет в городе имеют строитель Вячеслав Заренков и авиатор-генерал Леонид Сланевский, генерал-полковник артиллерист Борис Плышевский и пограничник Николай Козик, генерал-лейтенанты Владимир Денисенко, Константин Плешко, Владимир Чмырев, вице-адмиралы Геннадий Радевский и Адам Римашевский. Известные в северной столице медики Юрий Щербук и Альберт Новицкий, хирурги Владимир Озеров, Владимир Шаповалов, Михаил Ханевич. Весь мир слышал о физике, лауреате Нобелевской премии Жоресе Алферове, рядом с ним всю жизнь работал выдающийся ученый, коллега и земляк Борис Захарченя. Среди наших земляков – Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области. Целая плеяда белорусов работает в Мариинском театре: ведущий танцор Игорь Колб и его коллега по сцене певец Владимир Живописцев, прима Ирина Гордей и восходящая звезда Екатерина Семенчук, дирижер Михаил Синькевич. В театре музкомедии на Невском проспекте работает мозырянка актриса Ирина Мазуркевич. Уважением студентов и научных сотрудников пользуются президент, а ранее ректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Леонид Трасевич и ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича Александр Гоголь. Не требует представления композитор Игорь Корнелюк. Среди священников также есть белорусы – ксендз Стефан Катинель, благочинный Иполлит Ковальский, протоиереи Владимир Фоменко, Иоанн Пашкевич, Михаил Сечейко, Анатолий Мороз.
Сегодняшние петербуржцы-белорусы заявляют о себе в самых разных сферах жизни. Меня же более всего радует, что среди победителей ежегодных конкурсов “Мисс Петербург” белорусские фамилии фигурируют чаще других: в 2004 году – Юля Трещенок, в 2005-м – Люба Москалец, в 2006-м – Настя Михайлович, в 2007-м – Лида Свинтенок. Без белорусов Петербург уже два столетия невозможно представить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter