Бей посуду, я плачу

О правах потребителей

В магазине разбилась стеклянная банка дорогого чая. Автор инцидента — я. Каюсь. Хотя с чего это мне считать себя виноватой? Пусть отвечают мерчендайзеры, которые не учли все правила выкладки товаров и определили для чая не совсем подходящее местечко — на верхней полке витрины, в тесном уголке. Так, наверное, подумал бы каждый, оказавшийся на моем месте.


Пожалуй, стоит объяснить, как именно стеклянная банка оказалась на полу. Уж точно не из–за моей неуклюжести. Дорогим товаром я не жонглировала, а, изучив этикетку, аккуратно поставила чай обратно на полку. Правда, соседним сосудам стало тесно, один по принципу домино подвинул другой и... шмяк! Кругляши элитного белого чая с жасмином покатились по полу. Взглянула на проходящих мимо продавцов: «Простите, тут банка разбилась». Те даже не посмотрели в мою сторону: «Аккуратней надо быть». Оставалось только пожать плечами...


Жасминовый чай я терпеть не могу. А если захочу купить себе дорогой напиток (к слову, эта баночка в 200 граммов стоила чуть больше 80 тысяч), то выберу что–нибудь более подходящее моим вкусовым пристрастиям. Чай в окружении осколков стекла так и остался лежать на полу.


Меня отыскали в отделе кулинарии. Не представившись, продавец, а может, заведующая со скорбным лицом сообщила: «Девушка, вы разбили товар, он дорогой, и вам придется заплатить».


Интересно, повреди я дешевые консервы, никто б и внимания не обратил?


Собеседница настаивала: «У нас так принято». И по всему было видно, что выяснять, как произошла неприятность, не собиралась. За чай я–таки расплатилась в кассе — не было времени на разбирательства. Но позже обратила внимание: дорогие армянские коньяки, текила и бутылки с американским виски аккуратно расставлены на полочках под стеклом и заперты на замок. Ключ от которого бережно хранят сами продавцы. Отчего же элитный чай оказался на открытой витрине? Что помешало поставить его хотя бы на нижнюю полку? Ведь не нужно быть физиком, чтобы понять: стеклянное тело с большей вероятностью разобьется, упав на кафель с двухметровой высоты, нежели с низкой полки.


Точки над «i» расставили в управлении по защите прав потребителей и контролю за рекламой Министерства торговли. Специалистам не раз приходилось разбираться в подобных ситуациях — покупатели разбивали дорогой алкоголь, бытовую технику. В некоторых случаях споры с магазинами о том, кто же должен платить, доходили до судов. Но в самом деле, кто? Ольга Кравцова, заместитель начальника управления, находит ответ в Гражданском кодексе, статья 14 которого посвящена убыткам. Если товар разбился по вине покупателя, он и обязан возместить всю стоимость магазину. Но вина — не значит умысел. К тому же ее надо доказать! Я не собиралась крушить весь магазин. Не хотел в салоне техники задеть рюкзаком ноутбук молодой парень. Никак не думала старушка, что выложит половину своей пенсии за эксклюзивную тарелку из фарфора, которую случайно зацепила в толкучке зонтиком. Ольга Борисовна и ее коллеги часто выезжали на места подобных инцидентов. Измеряли расстояние от полки до полки, изучали видеосъемки, на которых видно, как именно посетитель повредил товар. И чаще становились на сторону покупателей: мол, продавцы неправильно расставили, значит, им и подсчитывать ущерб.


Вообще, по правилам выкладки размещать все нужно так, чтобы клиенту не приходилось тянуться за товаром. А перегружать витрины вовсе не рекомендуется — в самый неподходящий момент все может рухнуть. Правда, на эти простейшие принципы сотрудники торговых рядов порой не обращают внимания. Отсюда пирамиды Хеопса из банок, компоты, борщи и рассольники «в стекле» на самых верхних полочках без бортиков и прочие недочеты, «благодаря» которым товары летят в тартарары. И если подобные нюансы попадутся на глаза проверяющим, напортачившему покупателю это будет лишь на руку. В любом случае прежде чем платить за разбитый товар, стоит хорошенько подумать: только ли ваша невнимательность причина лужицы от разбившейся банки компота на полу?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter