В Витебске КГК выявил завышение стоимости подлежащих приватизации квартир на сумму более чем в 2,3 миллиарда рублей

Бесценный домик в деревне

Одна из героинь моих предыдущих репортажей неожиданно заявила: ее семья с двумя маленькими детками готовится к переезду. Куда и как? Этого сельчане пока не знают. Но дом в агрогородке уж точно выкупать за 300 с лишним миллионов рублей не будут. По нынешним ценам за эти деньги вполне можно приобрести хорошую двухкомнатную квартиру в районном центре. «Реальная стоимость нашего дома на рынке — максимум 2—3 тысячи долларов. Да и то покупателей нужно будет хорошо поискать. Ни озера рядом, ни леса, от города далеко», – утверждает Марина. Мало того, сетует она, что детей приходится в школу за 10 километров отправлять, самим работы в сельхозпредприятии не найти, так еще и фантастические по размерам «поборы», как их называет Марина, за приватизацию. Причем не за новый коттедж, а за весьма посредственное жилище. Наспех построенный когда-то по скороспелому проекту домик продувает всеми ветрами. Я посоветовала молодой маме не торопиться и, прежде чем принимать решение, настоять на перерасчете суммы приватизации жилья. Чем, мол, черт не шутит…

А ведь он и действительно «шутит». Причем – по-крупному. Об этом регулярно заявляют в своих звонках-обращениях граждане со всех уголков области. Бьют тревогу на «прямых линиях» и на личных приемах, которые проводят руководители местных органов власти. С начала года приватизационные проблемы даже потеснили традиционного на протяжении многих лет лидера – коммунальные. Такой тревожной тенденцией заинтересовались и компетентные контролирующие органы. На днях в Витебске прошло совместное заседание коллегий КГК и прокуратуры. Озвученные на ней цифры шокируют. Складывается впечатление, что, несмотря на постоянные проверки и мониторинги хода приватизации, десятки, а то и сотни чиновников продолжают вести расчеты так, как, простите, ведут торговки на базаре… Дорого? Удешевим. Мало? Добавим. Будто уроков математики в школе у них никогда не было, а законов и инструкций вообще не существует. 

Только в Витебске и только по обращениям граждан Комитет госконтроля выявил завышение стоимости подлежащих приватизации квартир на сумму более чем в 2,3 миллиарда рублей. Считают не те, кто должен. Не так, как нужно. В итоге — неправильное применение индексов и коэффициентов, волокита, формальная работа оценочных комиссий. В Полоцком райисполкоме, например, вместо одного месяца почти 2,5 тысячи заявлений рассмотрены с просрочкой до года. Абсурд, но даже площадь помещений в ряде районов не могли посчитать правильно. И социальные квартиры успели отдать под приватизацию. А уж о том, чтобы проконтролировать и как следует наладить учет поступления денег от приватизации в казну, и говорить не приходится… Некоторые граждане, воспользовавшись такой лазейкой, не платили за приватизацию по 3—5 лет, и пеня им не грозит — ее забыли прописать в нужных документах. 

Поможет ли нынешняя «работа над ошибками» исправить положение? До завершения срока, когда граждане еще могут приватизировать жилье, осталось чуть больше года. В области намерены в очередной раз взять процесс под строжайший контроль, наказать виновных и даже освободить особо неграмотных от теплых должностей. Все это, конечно, хорошо. Вот только как вернуть утраченное доверие людей к государству? Да-да, не к Полине Ивановне или Анне Семеновне из отдельно взятого райисполкома или ЖКХ, а к системе государственного управления в целом. Так что, как бы парадоксально это ни звучало, колоссальное количество жалоб в нашем случае — это еще хороший показатель. Это вера людей в то, что справедливость существует. Ее просто нужно найти или добиться. 

Прислушавшись к моему совету, соответствующее заявление написала и Марина. А я вместе с ней надеюсь, что ее незавидный домик на околице вымирающей деревни вдруг возьмет да и подешевеет. Миллионов этак на 100… Сомневаетесь? А зря. Для жителя Чашников, например, после очередной жалобы стоимость квартиры фантастическим образом уменьшилась практически наполовину. Так что все возможно. Тем более, что сотрудники КГК и прокуратуры официально заявляют: они исследовали тысячу дел по приватизации и только в этой тысяче насчитали, что людей обманули на 1,2 миллиарда рублей, а государство — на 800 миллионов. Вот и в случае с моей героиней Мариной очень хотелось бы, чтобы подсчетами занялся не тот, кто считает «влево» или «вправо», а тот, кто умеет это делать справедливо, объективно и, главное — правильно.

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter