О детях

Бесценные мгновения

Мне нравятся большие семьи. И когда сегодня мои знакомые или друзья решаются на третьего, четвертого или даже пятого ребенка, по-доброму им завидую. Но повторить - увы. Хотя в детстве тоже мечтала холить-лелеять аж пятерых детишек... Теоретически, конечно, возможно все. В мечтах - еще больше! А вот в реальной жизни приходится взвешивать. Рассчитывать силы и возможности. И все равно, бывает, что-то не сходится.


Так случилось, что я не видела, как мой сын сделал самые первые шаги - это чудо досталось... няне. Совершенно чужой женщине. А на днях пропустила его показательное выступление в кружке танцев, где он успешно занимался целый год, - как всегда, была занята на работе. А ему хлопали и улыбались чужие мамы. Вечером он спросил: "Почему ты так редко ходишь на мои праздники? Как ты тогда узнаешь, что я у тебя самый лучший?"


Я попыталась объяснить сыну причинно-следственную связь между маминой занятостью и, например, новыми ботинками, байкой с изображением модного супергероя, обещанным велосипедом, курткой для сестры, вкусными пирожными, перспективой сходить в выходные в парк аттракционов, в кино, в цирк и т.д. Ну что, интересуюсь, понял, без обид?


- Понял. Без обид... Но я же тебя ждал!


Дети не готовы жертвовать. И по-своему правы. Как растолковать взрослому, что, независимо от ботинок, пирожных, баек и велосипедов, хочется, чтобы самый важный в жизни человек обязательно был рядом в самые важные мгновения?! Ведь большинство из них не повторяется. Иначе зачем стараться?.. Один из проблемных подростков мне признался, что начал хулиганить в школе потому, что на разборки по случаю его очередного фортеля мама или папа всегда гарантированно приходят, а вот на стадион поболеть, когда он стеной на воротах стоит, никогда... Всегда есть дела важнее.


Для чего мы вообще заводим детей? Помимо естественного зова природы, мотивации, замечу, разные. Меня потрясла версия собственной бабушки, которая только двоих (из шестерых) родила в годы войны: "Мужчины боялись, чтобы их жен никто другой не увел, пока они воевали. Вот и делали "метки", от греха подальше..." Ничего себе, думаю, "метки". А каково под бомбежкой, в оккупации да в голоде выносить, родить, а потом выкормить и просто не дать погибнуть?


Но то была война. Там особые, суровые законы. А сегодня мирное время. Однако случается, что в сельских глубинках появление очередного малыша в семье обусловлено лишь острым желанием... поправить материальное положение. В одной из недавних моих командировок председатель Бережновского сельисполкома Брестской области Виталий Чех четко обрисовал проблему: "Судите сами: зарплата у доярки в СПК - 1,2 млн., а ежемесячное пособие государства на ребенка до 3 лет - уже 2,2 млн.! Выходит, в декретном отпуске и денег больше, и сидишь при своем огороде. Плюс бесплатное питание, возможность получения адресной помощи... Пособием при рождении так и вовсе можно дыру в бюджете подлатать!" Но там, где сегодня дыра, завтра - уже пропасть. Работы-то порой катастрофически не хватает. Виталий Анатольевич делится наболевшим: "В каждый третий дом зайди - главу семьи не застанешь, все где-то на заработках. Долгов по кредитам - уйма. Чтобы ребятню к школе собрать, и то идут в банк!" Потом, устав от безденежья и вечных поисков работы, нередко начинают пить, причем оба родителя. А уж тут жди беды...


Выходит, вместо счастья, умноженного на россыпь детских улыбок, - утомительное каждодневное сражение за кусок хлеба? Где уж тут найти время на воспитание, детские переживания и чувства! Например, Вадим Попок из агрогородка Птичь Петриковского района уже 9 месяцев атакует редакцию "СБ" возмущенными письмами. Дескать, слишком много бухгалтерия высчитывает из зарплаты в пользу его восьмерых (!) детей, которых еще в 2005 году взяло под защиту государство: "Меня не было тогда дома - ездил на заработки! Даже о том, что я больше не отец, узнал из извещения..." За долги перед страной крепко подружившуюся с бутылкой супругу Вадима Михайловича посадили в тюрьму, а позже вследствие психического заболевания признали недееспособной. В каждой строке письма бывшего многодетного папы - глубокие переживания и отчаяние. За себя. За переплаченные деньги... А о чем сейчас переживают его 8 однофамильцев? Вадим Попок утверждает, что в курсе. Но помочь им, увы, ничем не может. Потому что в самые важные мгновения был далеко.


...Хорошо, когда семья большая. Но еще лучше, когда дети в ней счастливы.


sestra.margo@gmail.com


Советская Белоруссия №99 (24482). Четверг, 29 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter