О фильме "Форс-мажор" Рубена Эстлунда

Бесконечный космос синематографа

Когда в сентябре в кинотеатрах все еще длится период относительного затишья, то лучше податься туда, где высокий уровень по–настоящему художественного кино сохраняется стабильно. Таким местом в Минске может быть либо Музей кино, либо киноклуб. Киноклубное движение некогда у нас переживало настоящий бум. Свой камерный киномир царил, пожалуй, в каждом заведении, объединяя людей разных профессий, возрастов, культурного бэкграунда в одно сообщество, где неизменным было одно — обожание и преданность X музе. Кинофакультативы открывались в школах, вузах. Потрясающие семинары проходили в тогдашнем Доме кино, который располагался в здании Красного костела. Постепенно киноклубное движение пошло на спад. Кстати, в Европе и Америке оно по–прежнему в почете. Помню, какие горячие споры шли в киноклубе Гарвардского университета между студентами, преподавателями, когда обсуждали фильмы Сергея Параджанова, Андрея Тарковского.

Фото  kinopoisk.ru

В наших, теперь уже редко где оставшихся, киноклубах творческих диспутов почти нет, а вот настоящее раритетное кино осталось. Столичный Cinemascope находится на периферии. Однако слишком самонадеян будет тот, кто решится прийти на сеанс за несколько минут до начала: все билеты в кассе уже будут проданы. Оказывается, желающих увидеть качественное кино на большом экране более чем достаточно. Вот и в сентябрьские дни на «Форс–мажор» было не попасть. Фильм шведского режиссера Рубена Эстлунда уже «прокатался» по всему миру, получив огромное количество призов как в Швеции (самой престижной национальной премии «Золотой жук» фильм был удостоен почти по всем номинациям), так и в Берлине, Токио, Америке. Получил абсолютное «всеобщее признание» и был признан одним из лучших фильмов нынешнего времени. Швеция вообще издавна славится своей кинематографической школой. В стране великого Бергмана, наверное, другого и быть не может. Рубен Эстлунд в свои 40 с небольшим лет имеет 11 игровых картин, на которых он был и режиссером, и сценаристом, и монтажером. Одна из них — «Игра» — несколько лет назад была на наших экранах. Эстлунд — продолжатель традиций психологического кино. Как правило, его фильмы неторопливы, но всегда высокого напряжения. Он чрезвычайно внимателен к самым болевым точкам общества и человека. Еще задолго до миграционных потрясений в «Игре» он показал проблему незащищенности европейцев, а по сути, проблему разъединенности культур, которая так или иначе будет давать о себе знать.

«Форс–мажор» — драма малодушия и прощения, великодушия и самосохранения. Никто из нас не знает, как бы он поступил в самой критической, непредсказуемой ситуации. Как не знал этого глава семейства, выехавший с женой и детьми покататься на горных лыжах в Альпах. Все замечательно: отдых, природа, семейная идиллия. До тех пор, пока к открытой террасе, где обедала семья на фоне умиротворенного пейзажа, не подошла вплотную снежная лавина. Первое, что сделал любящий и заботливый отец, — поспешил убежать с террасы. Именно это и составляет драматическое начало фильма. А дальше, как ниточки из клубка, стали вытягиваться новые и новые проблемы. Неторопливое повествование на фоне безмолвной красоты (великолепная работа оператора Фредерика Вензела) позволяет лучше присмотреться, вслушаться и понять правду каждого. Сам режиссер говорил, что он хотел уйти от культурных стереотипов: герой поступает не так, как все хотят видеть, а так, как подсказывает ему его природа. Кстати, современных примеров на эту тему более чем достаточно. Вспомнить хотя бы случай с капитаном затонувшей «Конкордии».

Это тот фильм, который навсегда останется открытым для размышлений, споров, диалогов. Киноклуб — самая лучшая для этого возможность. Cinemascope точно подтверждает истину классика: «Синематограф — клуб: здесь соединяются для того, чтобы вывести нравоучение... Приходят усталые, одинокие — синематограф возвращает им любовь к жизни».

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 183 (24813). Четверг, 24 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter