Книжный навигатор

Бесконечность таланта

16-обложка-книга- рущиц-прокапцов-211215 (Копировать).jpgФердынанд Рушчыц. Мiнск, Беларусь, 2015.

Новая кнiжка серыi «Славутыя мастакi з Беларусi» прысвечана адной з самых яркiх постацяў нашага мастацтва — Фердынанду Рушчыцу. Нядаўна ягонае 145–годдзе было адзначана рознымi iмпрэзамi, у тым лiку на радзiме майстра ў маёнтку Багданава, цяпер — вёска ў Валожынскiм раёне. Там Рушчыц напiсаў лепшыя карцiны, там ён пахаваны, як i ягоныя продкi. Хаця Рушчыца ведала ўся Еўропа. Ён вучыўся ў Шышкiна i Куiнджы. Яго карцiны набывалi Павел Трацякоў i Сава Марозаў, па запрашэннi Сяргея Дзягiлева i Аляксандра Бенуа ён удзельнiчаў у выставах аб’яднання «Мир искусства». Уваходзiў у польскае Таварыства аматараў прыгожых мастацтваў, выстаўляўся ў Лондане i Празе, Дзюсельдорфе i Вене... У карцiнах Рушчыца традыцыi беларускага мастацтва спалучаюцца з сучаснымi яму iмпрэсiянiзмам i сiмвалiзмам. У кожнай — глыбокая фiласофiя. Можна бясконца ўглядацца ў такiя палотны, як «Мiнулае», «Зямля», «Старыя яблынi», «У свет», Nec mergitur... На апошняй, адной з самых мiстычных, у бурлiвае мора, у зорную ноч адплывае таямнiчы карабель пад чырвонымi ветразямi, упрыгожанымi залатымi рунамi... Што гэта? Жыццё i дух? На жаль, да нядаўняга часу на Беларусi была толькi адна карцiна вялiкага мастака — «Каля касцёла», якая захоўвалася ў Нацыянальным мастацкiм музеi, зараз дадалiся яшчэ дзве. Гэты невялiкi альбом мусiць дапамагчы беларусам адкрыць яшчэ аднаго земляка, якiм трэба ганарыцца. Вартасцi выдання — даступная цана, невялiкi фармат пры дастаткова добрай якасцi рэпрадукцый плюс грунтоўны артыкул пра жыццё i творчасць Рушчыца аўтарства дырэктара Нацыянальнага мастацкага музея Уладзiмiра Пракапцова.


Театр теней. Новые рассказы в честь Рея Брэдбери. Москва, ЭКСМО, 2015.

Сегодня популярны сборники последователей какого–то культового автора, что позволяет продать под привлекательным соусом даже неудобоваримые тексты малоизвестных литераторов. Этот сборник — исключение: он был составлен еще при жизни Брэдбери, которому посвящен, сам маэстро написал к нему предисловие, вспомнив, как когда–то влюбился в творчество Эдгара По и всю жизнь считал его своим отцом в литературе. А теперь, мол, сам стал творческим отцом 26 «детей» — именно столько авторов вошло в сборник. Причем все как на подбор титулованные. «Рассказы, собранные в «Театре теней», не являются ни продолжениями, ни стилизациями. Это оригинальные творческие работы писателей, вдохновленных единым, общим для всех эталоном: творчеством неподражаемого Рея Брэдбери», — утверждают составители. Итак, к чему привела «брэдберизация творческой мысли»? Кто–то восстанавливает атмосферу «Вина из одуванчиков», кто–то уходит в фантастику и антиутопию... Маргарет Этвуд сочинила историю о суперклинике, в которой заменяют состарившееся тело человека, предварительно отделив от него голову. Вот только иногда звездные клиенты, в том числе злобный хозяин клиники, оказываются в положении «головорабов» — все желающие могут просматривать их воспоминания и фантазии. Нил Гейман написал «рассказ в рассказе» — о том, как забыл имя Рея Брэдбери. Отдана дань увлечению маэстро миром Голливуда, Морт Касл, например, в рассказе «Свет» пересказывает историю Мэрилин Монро, смонтированную из ее высказываний. Как сам «отец» Брэдбери описывает авторов сборника: «Моя семья — это семья циркачей, странных и удивительных комедиантов в полуночных балаганах, фокусников, укротителей львов и прекрасных чудил».

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия № 252 (24882). Четверг, 31 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter