От чего белорусы и россияне готовы отказаться

Бес спроса

Пандемия коронавируса и надвигающийся экономический кризис вынуждают граждан по всему миру кардинально пересматривать свои траты и менять привычки. На что же наложено табу нашими соотечественниками, а по каким статьям расходов россияне и белорусы ужиматься не намерены? 

На изменении покупательского поведения россиян резко сказалась пандемия коронавируса.
АЛЕКСАНДР КОРОЛЬКОВ

КАК В РОССИИ

Уже в мае россияне приготовились экономить на одежде, косметике и алкоголе. А в ближайшие полгода готовы снизить свои траты практически во всех категориях товаров и услуг. Такие данные приводятся в исследовании потребительских настроений: «Российские потребители — новая реальность», которое в апреле провели специалисты международной компании BCG и холдинга «Ромир». 

В ходе исследования были опрошены 1,2 тысячи респондентов по всей России из разных социально‑демографических групп с углубленным исследованием в Москве. Проанализированы данные о потребительских расходах в более чем 40 товарных категориях. Аналогичные исследования BCG проводит по всему миру, что позволяет сравнивать настроения и ожидания жителей разных стран. 

По оценкам аналитиков, снижение потребительского спроса в России затронуло 90% всех категорий продуктов и услуг. Вне зависимости от возраста в ближайшее полгода граждане сократят свои расходы. В среднем, по всем товарным категориям на 15%. Примерно столько же готовы экономить в США — 16 % и в Италии — 18 %. Например, американцы рассчитывают сократить свои расходы на путешествия, одежду, игрушки, табак, общественный транспорт, бытовую электронику. Итальянцы готовы отказаться от всех предметов роскоши, посещения ресторанов, общественного транспорта и даже передвижения на автомобиле, но потратиться на медицинские услуги.

Россияне больше всего готовы экономить на услугах, относящихся к сфере отдыха, развлечений и путешествий. В качестве основной причины такой экономии (до 60% случаев) называются изоляция и страх заболеть, причем эта же причина указывается в отказе от пользования общественным транспортом по всей стране. 

В среднем по России тратить на общественный транспорт меньше планируют 47% респондентов, на такси — 49%, а на каршеринг — 56%. 

Согласно исследованию, в условиях пандемии россияне предпочитают делать покупки в небольших магазинах рядом с домом и заказывать товары через интернет. Поэтому пока нерадужные перспективы у крупных торговых центров и заведений уличной торговли, почти половина россиян планирует оставлять там как можно меньше денег. Также ощутимо может снизиться выручка у кинотеатров, ресторанов, спа‑салонов, тематических парков, концертных залов. 

По словам исполнительного директора «Ромир» Инны Караевой, на изменении покупательского поведения россиян серьезно сказалась пандемия коронавируса. «Сознание потребителя после завершения самоизоляции и окончания пандемии уже никогда не будут прежними», — отметила эксперт.

Урезать свои траты россияне планируют не только по статьям услуги и развлечения. Почти треть граждан в ближайшие полгода готова отказаться от новой одежды, обуви, косметики, парфюмерии, сумок, украшений и других модных аксессуаров. Столько же готовы сэкономить на покупке новой мебели, бытовой техники и электроники, а также предметов интерьера. Из вышеперечисленного меньше всего урезаны будут расходы на детскую одежду (19%), больше всего на новую обувь и на стационарную электронику и бытовую технику (37%). Кроме того, почти половина россиян готова отказаться от покупки автомобиля.

В ходе исследования обнаружилось также, что россияне готовы не только сокращать, но по ряду статей семейного бюджета увеличивать свои расходы! Правда, практически все эти статьи — вынужденные, и рост трат по ним является лишь жизненной необходимостью в условиях самоизоляции и работы на удаленке. К примеру, россияне готовы увеличить расходы на коммунальные и мобильные услуги, Wi‑Fi, а также на лекарства и свежие продукты. Что касается других категорий продуктов питания, то большинство опрошенных признались, что будут экономить на бакалее, мороженной продукции, консервах и алкоголе. 

Комментируя результаты исследования, президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милёхин отметил, что Россия вместе со всем миром находится в «идеальном шторме». Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к столь стремительно развивающемуся негативному сценарию. 

Юлия Васильева

julia@rg.ru

А КАК В БЕЛАРУСИ

В БЕЛАРУСИ иногда смеются: мол, анекдот про современные стадии безденежья — когда денег нет, совсем нет и пора менять доллары — это про них. Нынешней весной, впрочем, первыми свой неприкосновенный запас потревожили представители бизнеса: потребители затянули пояса.

Примерную раскладку озвучили на днях в исследовательской компании SATIO и Центре экономических исследований BEROC. Чтобы узнать, как пандемия меняет жизнь белорусов, по всей стране было опрошено чуть более 1000 человек в возрасте 18‑64 лет. Результаты заслуживают внимания. Оказывается, 64% респондентов перестали посещать общественные мероприятия, 54% реже ходят по магазинам, 46% отложили или отменили поездки и путешествия, 21% перенес на будущее запланированные крупные покупки, 14% закупились лекарствами и медицинскими препаратами, а 13% запаслись продуктами впрок.

— Игнорирование предприятий торговли стало следствием опасений по поводу распространения коронавируса, — комментирует полученные данные руководитель исследовательских проектов SATIO Филипп Биканов. — Год назад ситуация была диаметрально противоположной. С марта 2020‑го мы видим значительный рост онлайн‑покупок.

У Белгазпромбанка своя статистика, связанная главным образом с тратами клиентов. В начале весны по сравнению с предыдущими месяцами 2020‑го зафиксирован рост числа операций по приобретению электроники, доставке еды, связанных с услугами аптек, ремонтом и строительством, услугами автосервиса. В топ‑10 по падению популярности попали отели и туроператоры, магазины Duty Free, авиакассы, кинотеатры, прокат автомобилей, железнодорожные кассы, учреждения образования и общепита, покупки в AliExpress и книжных магазинах, сфера развлечений.

— Одновременно увеличиваются расходы на товары первоочередной важности — еду и медицинские товары, — добавляет академический директор BEROC Катерина Борнукова. — Люди стараются экономить.

Нынче едва ли не самые пустынные места в Минске — это крупные торговые центры. Несмотря на отсутствие карантинных мероприятий, местные жители не спешат на шопинг, в театры и кинотеатры, а если выбираются из дома, то чаще всего на природу. Такси им в помощь — услуги пассажироперевозок по‑прежнему востребованы. Словом, белорусы не подкачали: разумная экономия и терпеливое ожидание лучших времен — одна из характерных их черт. Ситуация с COVID‑19 это лишний раз подтвердила. Нет, кстати, и явно выраженных панических настроений — согласно данным упоминавшегося выше исследования, в апреле 57% респондентов угрозу коронавируса оценивали достаточно адекватно (месяцем ранее их было 47%). Причем излишне самонадеянных больше среди мужчин — они чаще, чем женщины, считают, что окружающие перестраховываются в деле профилактики. Любопытно, как изменится ситуация к лету...

Александр Нестеров 

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter