«Фирма недоверия не вызвала». Как покупатели остаются без денег и авто

Бес колес

Покупка машины — это всегда о деньгах, причем немалых. Крупные суммы манят мошенников как магнит. А покупатели, желая сэкономить, порой теряют бдительность. Какие схемы есть на рынке сейчас? И легко ли вернуть деньги, если отдал их мошеннику?

Фото Павла Чуйко

Договоры спустили на тормозах

В мае бобруйчане Татьяна и Александр О., которые растят пятерых детей, планировали купить машину. Кстати был и вступивший в силу Указ №140: многодетные семьи и семьи, на содержании которых есть люди с инвалидностью, могут рассчитывать на 50-процентное возмещение пошлин на растаможку авто из-за границы. На новый автомобиль семья копила долго, откладывая понемногу. Александр вспоминает:

— Машина у нас маленькая, помещаемся с трудом. В интернете нашли компанию, у них было очень много предложений по пригону автомобилей: около 170, в том числе и спецтехника, и грузовые авто. Фото свежие, с автохаусов. Обещали выполнить все под ключ: мол, они сами и зарегистрируют, поставят на учет по доверенности, отдадут готовые документы. Убеждали, что работают не один год. Мы с женой проверили УНП — учетный номер налогоплательщика: компания вроде серьезная, на рынке уже два года.

Созвонились. Представитель фирмы сам приехал в Бобруйск. Менеджер убеждал: работает только по договору, деньги только через банк. Сомнений не осталось. Семья выбрала автомобиль Citroen Grand Picasso 2015 года выпуска. Согласно договору внести нужно было сразу 100% стоимости — 20 тысяч рублей. Фирма обязалась в течение 35 дней привезти авто. За просрочку либо неисполнение договора в срок — солидная компенсация.

— Сроки в результате двигали не раз, подписывались допсоглашения о переносах. И вот радостная новость: машина уже в Вильнюсе. Было это в конце июля.  Сбросили вин-код автомобиля, по которому можно отследить информации о нем. Мол, дело только в растаможке — на это пока денег нет. Машина якобы чуть ли  не три месяца стояла и ждала нас на стоянке в Вильнюсе. Собственно, я поэтому был спокоен — машина есть, подожду. Директор установил крайний срок — 24 сентября. А потом нас огорошили: авто не будет. Но сказали, что переведут на карту деньги с хорошей компенсацией. Денег мы тоже не увидели. Зато на форумах нашел коллегу по несчастью из Мстиславля. Он поведал, что таких обманутых много. Я обратился в суд.

Среди тех, кто столкнулся с подобной ситуацией, и Елена К. из Гродно. Мать троих детей (один из них инвалид 4-й степени утраты здоровья) перечислила фирме 21 тысячу рублей:

— На судах по своему же иску  директор не появляется. Он пытается доказать, что заключенный договор ничтожный, и хочет обвинить экспедитора, что тот заключал договоры без его ведома, мол, они недействительны. Хотя в допсоглашениях о продлении сроков стоит подпись директора.

Среди клиентов фирмы немало тех, кто рассчитывал на растаможку со скидкой. Это социально уязвимые слои населения. В семье Натальи и Виктора Ф. из Гомеля — мать-инвалид. Каждая копейка на счету, указ стал настоящим спасением. Но из-за обмана коммерсантов ни денег, ни авто.

Евгений Грачев, руководитель правового отдела портала «Автобизнес», занимается юридической поддержкой жертв «сотрудничества» с этой фирмой. К нему обратились 12 семей. География широка: помимо прочего, Мосты, Зельва, Бобруйск, Гомель, Гродно, Клецк, поселки Минской области. Общая сумма, которую задолжали бизнесмены, — свыше 156 тысяч рублей. Он уточняет важную деталь:

— Цена на предлагаемые авто была гораздо ниже, чем фактическая стоимость самого автомобиля на территории Евросоюза: разница доходила до 40—50%. Это привлекало клиентов. Фирма заключала договоры, обязательства по которым не исполняла. По заявлениям граждан органами милиции в различных регионах проводились проверки, но выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: эти случаи относили к договорным гражданско-правовым отношениям. Проверки проводились разрозненно, без привязки к другим аналогичным эпизодам. Мы обратились с заявлением в Генпрокуратуру, чтобы был назначен единый орган, координирующий проверку, а случаи, которые есть сейчас, объединены в одно производство.

По мнению потерпевших, они стали жертвами мошенничества. Есть информация, что у директора фирмы другая версия: он познакомился с неким товарищем (его потерпевшие называют экспедитором), который предложил выгодный бизнес — пригонять автомобили из-за границы под льготную растаможку на выгодных условиях для клиентов. Директор дал зеленый свет, выдал доверенность, печать. И якобы сам не знал о договорах, стал жертвой экспедитора. Только вот деньги приходили на счет этой фирмы, а машин как не было, так и нет.

Побеседовать с руководством этой интересной фирмы корреспонденту «НГ» так  и не удалось. Но в МВД подтвердили информацию о проведении проверки. Правовая оценка действиям фирмы будет дана в ближайшее время.

pixabay.com

Набрать критическую массу

Кстати, одна из проверок по заявлению несостоявшегося покупателя машины проводилась отделом уголовного розыска администрации Октябрьского района Гродно. Юрий Позняк, начальник отдела, говорит, что случаи обмана при торговле автомобилями — история нередкая:

— Возбуждены и расследуются два многоэпизодных уголовных дела в отношении жителей Гродненского региона. Они брали деньги для приобретения автомобилей. Но люди оставались ни с чем. Гражданам следует быть более бдительными, когда они хотят доверить кому-либо деньги или имущество. 

Кстати, по похожей схеме действовал и мошенник из Минска, обманувший не менее 10 человек, предлагая помощь в продаже авто. Находил жертв, преимущественно женщин, по объявлениям на различных торговых площадках в интернете. Фабула простая: продавал автомобиль, деньги забирал и исчезал.

Юрий Позняк объясняет, что в делах о мошенничестве есть своя специ­фика:

— Злоумышленник берет часть денег у одного человека, а на этот момент уже должен кому-то другому. За счет взятого он может перекрыть долг другому кредитору. Говорит, мол, часть денег пока тебе верну, но ты в милицию не ходи, я рассчитаюсь. Люди верят и ждут.

Несколько лет назад был настоящий бум с делами автохаусов, которые действовали по принципу финансовых пирамид: брали авто на продажу, а дальше, что выгоднее, — перепродавали по заниженным ценам или закладывали в счет долгов. Адвокат Антон Гашинский ­вспоминает, что у «АвтоКомпаниСевен» потерпевших было более 600 человек. У Fresh Motors — около 350 человек:

— Действительно, зачастую сложно доказать умысел лица на совершение мошеннических действий. Как это установить? Либо по действиям, поступкам, либо человек сам признается. Второе практически никогда не происходит, остается первое.

В случае с автохаусами ключевую роль сыграло то, что машины руководители фирмы брали на комиссию под высокую стоимость, а продавали на 30% дешевле за наличный расчет. Кроме того, продавали даже не снятые с учета автомобили. По версии суда, это было основанием к тому, чтобы предположить, что у них не было намерения возвращать деньги в полном объеме. Обвиняемые получили немалые сроки. Но сильно ли это помогло потерпевшим?

— Проблема всегда возникает с возвратом денежных средств, — продолжает Антон Гашинский. — Как правило, лица,  которые совершают преступления или готовятся к этому, стараются сделать так, чтобы на них не значилось какое-либо имущество. В итоге обращать взыскание не на что: нет денег на счетах, недвижимости, автотранспортных средств.

Есть еще один сложный момент. К примеру, в случае с автохаусами заложниками ситуации стали как те, кто сдал автомобили, так и те, кто их купил.

— Если машина является предметом преступления, вещдоком, то подлежит возврату потерпевшему. Тот может выбрать — либо забрать в эквиваленте деньгами, либо — сам автомобиль. Обычно денег ни у кого нет, берут технику. В результате добросовестный приобретатель вынужден возвращать автомобиль, хотя он его купил законно. А получить обратно от мошенника деньги практически нереально.

Похожие истории часто происходят и с теми, кто покупает машину за границей. Только они уже не попадают под категорию добросовестных приобретателей, рассказывает Антон Гашинский:

— Люди пригоняют себе иномарку, ставят на учет, растамаживают, а через три месяца выясняется, что она в розыске Интерпола. Возбуждаются дела по данным фактам. Машину осматривают, передают на ответственное хранение, а потом иностранная страховая компания заявляет требование о возврате техники и ее отбирают.

Впрочем, нарваться на проблемы можно и при покупке машины внутри страны. Весной этого года была волна предложений о продаже свежих авто, которые, как выяснилось впоследствии, находились в залоге у банка. Скорее всего, расчет был на такую схему: оформил машину в кредит, продал — получил быструю наличку. Но есть момент. Продавать такие автомобили нельзя. А если уж это случилось, то крайне высока вероятность, что при неуплате взносов по кредиту машину отберут даже у нового владельца. Схема уже обкатана в России. Информацию о том, не находится ли «ласточка» в залоге, можно проверить через специальные базы данных. Правда, и это не гарантирует юридической чистоты сделки.

Что делать, чтобы рынок стал прозрачнее? Ужесточение законов поможет вряд ли, считает Антон Гашинский:

— Например, процесс купли-продажи недвижимости у нас строго урегулирован. Все сделки подлежат обязательной регистрации. Но и на этом рынке есть случаи двойных продаж, черных риелторов и так далее. На мой взгляд, для изменения ситуации нужно вернуться к практике 1990-х—2000-х годов, когда дела возбуждались по первому заявлению и на человека накладывались определенные ограничения.

Сергей Михневич, председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации, говорит, что официальные дилеры тратят огромные средства на то, чтобы продвигать доступные предложения с доступными условиями. При этом у граждан выбор есть как среди новых, так и среди б/у авто:

— С мошенничеством можно бороться только серьезной информационной работой. Нужно, чтобы люди понимали, где и как они могут столкнуться с обманом, и делали выбор в пользу надежных компаний.

Серые дилеры мешают вести бизнес тем, кто играет честно. Гражданам стоит проявлять бдительность. Сергей Михневич рассказывает:

— Злоумышленники пользуются услугами физических лиц, которые за мзду спекулируют своим правом на льготу. Последствия официальные дилеры на себе уже прочувствовали. По некоторым оценкам, в страну ввезено около 20 тысяч не самых старых авто. Пятый месяц рынок новых автомобилей не растет. Здесь, во-первых, хотелось бы видеть работу правоохранительных органов по пресечению подобных практик. Во-вторых, ограничительные меры в части перепродажи таких авто, эксплуатации, возможности повторно воспользоваться льготой.

Рисунок Олега Попова

Скидки под капотом

В поисках автомобиля отправляюсь на просторы интернета. Заманчивые предложения нахожу на одном из сайтов. Здесь предлагают помощь в покупке машин с  пробегом из Европы: полный комплекс услуг включает поиск, экспертизу, доставку, оформление. Работают строго по официальным договорам. У компании есть офис, но попасть в него можно только по договоренности. Никаких реквизитов юрлица на сайте не нахожу. Самое интересное — «ряд уникальных спецпредложений, позволяющих значительно сэкономить на приобретении авто (до 50%)». Тут же и отзывы с фото, правда, названы только имена и города счастливых клиентов — Минск, Лида, Солигорск. Есть раздел под названием «реальные кейсы», где размещены фото и некоторые характеристики авто, а также цена: рыночная и та, которую предлагает компания. Например, «Вольво ХС60» 2016 года с объемом двигателя 2.0, пробегом 144 тысячи километров обычно продается за 21 500 евро. Цена компании — 13 600.  Видимо, это результат той самой программы по удешевлению. На сайте никаких подробностей о том, как это работает. Зато сказано, что у них уже 20 000 человек решили вопросы с покупкой автомобиля.

Набираю указанный на сайте номер. Трубку снимает девушка. Первым делом интересуюсь: можно ли купить ту самую «Вольво»? Оказывается, это не предложение, а то, что уже было реализовано. Но мне могут подобрать, что захочу.

— Вы видите голую цену за автомобиль в Европе. Наши услуги стоят 450 белорусских рублей. Доставка машины из Европы — в пределах 600—700 евро. Растаможку мы делаем по 140-му указу, это 50%.

— То есть мне нужно иметь право на льготу?

— Если нет льготника, мы найдем. Это дополнительно 300—400 долларов — столько обычно платят ему за то, что на его имя растамаживают.

Интересуюсь, уж не эта ли схема и есть программа удешевления?

— Нет, спецпрограмма — это другое. Вы можете до 50% сэкономить на покупке авто. Просто заключается с вами договор, и мы расписываем для вас варианты покупки автомобиля, чтобы вы могли сэкономить. Это также входит в стоимость наших услуг.

— Как такое возможно?

— В двух словах, как обычно по такому механизму работают, вариант следующий. У вас должно быть минимум 50% от стоимости автомобиля на руках. Наличными или на счету, не так важно. Вы приобретаете автомобиль в лизинг. Почему? Вы не отдаете все деньги, а делаете первоначальный взнос. Чтобы покрыть полную стоимость авто плюс проценты, мы предлагаем, чтобы ваши деньги поработали. Есть обслуживающие компании, в которых можете разместить свои финансы под высокий процент. Ежемесячная прибыль такая, что ее достаточно для  покрытия лизинговых платежей. Так можно сэкономить до 50%.

Затем общение с представителями уникальной компании продолжилось в мессенджере: менеджер подбирал автомобиль под мои запросы и бюджет. Варианты, которые он сбрасывал, выглядели реалистично. Попыталась выяснить, сколько же мне придется отдать с учетом программы. Оказалось, за это отвечает другой специалист. Звоню ему. Его объяснение о механизме удешевления звучит уже иначе: 

— Если человек заказывает машину, а у него не хватает, например, 5 тысяч долларов,  мы ему эти деньги добавляем. Потом тачку закидываем в лизинг. Эта компания машину выкупает, перечисляет деньги, мы из них забираем, что докладывали. У человека в итоге есть и деньги, и машина. Наша задача — привязать человека к обслуживающей компании. Чтобы не он платил деньги, а она. Соответственно, удешевить можно в несколько раз. За это мы берем 8%.

Уточняю: что за обслуживающие компании и почему они будут выплачивать за меня лизинговые платежи? Ответ неожиданный:

— Им это выгодно. Вы позволяете им оптимизировать свою налогооблагаемую базу, а они за вас готовы платить 500 долларов в месяц. Они делают это не из своего кармана. Они эти деньги недоплачивают государству. А с вас будут брать только 100 долларов в год. Вам и им выгодно.

— За счет чего эти компании получают налоговые выгоды?

— Ну, хорошо, а за счет чего амортизируете машину, когда в лизинг берете?

С этой минуты разговор стал походить на нечто сродни гипнозу. Собеседник уверенным голосом сыпал финансовыми терминами и, видимо, сленгом — откуда-то взялся страховой полис, сыпались «дэушки» (полагаю, ДУ — доверительное управление), «фиксы» и прочее. Ни на один свой вопрос я не получила адекватного ответа, при этом собеседник ничуть не терялся: говорил много и уверенно, а когда я повторяла вопрос, устало вздыхал, так, что я даже почувствовала неловкость за свою «тупость». Главное, что я вынесла из беседы, — все будет строго по договорам и мне всегда будут рады оказать помощь.

Реально ли удешевить машину вдвое и найти компанию, которая возьмется погашать за вас лизинг? Я не рискнула проверять на практике. Подобранный автомобиль стоил более 17 тысяч евро. Вопрос лишь в том, что удалось бы вернуть?

КАК НЕ ПОПАСТЬ ВПРОСАК ПРИ ПОКУПКЕ АВТО?

• Покупайте автомобиль у собственника. Если делаете это через посредника, к примеру автохаус, оформлять сделку безопаснее не через счет-справку, а договором купли-продажи.

• Перед покупкой проверяйте автомобиль на СТО. Результатом должно стать официальное заключение с подписью и печатью.

• Даже если сделка между физлицами, не рассчитывайтесь наличкой: лучше провести сумму через банк. Кстати, не так давно стал известен случай, когда минчанин расплатился сувенирными деньгами.

• Заключение доверенности с переходом права собственности куда безопаснее, чем без перехода. В определенных случаях собственник может оспорить полномочия доверенного лица или заключенную им сделку.

• Если не хотите оформлять задаток, есть вариант депозита у нотариуса — он выступит в роли гаранта. Но нотариуса выбирайте надежного.

Льгота не для торга

Предложения растаможить автомобиль «на льготника» могут показаться заманчивыми, но на деле они потенциально опасны: законность таких сделок сомнительна. Причем для обеих сторон. Нотариус Брестского нотариального округа Ольга Парецкая отмечает, что в документе указана цель ввоза автомобилей с применением 50-процентной льготы при растаможке — для личного пользования:

— Это значит, что такой автомобиль должен эксплуатироваться самим льготником либо для его нужд. Те же, кто просто ввозит автомобиль под льготу, оформляя его на гражданина из льготной категории, с целью снизить таможенные пошлины, а впоследствии это транспортное средство перепродается третьим лицам, могут столкнуться с проблемами.

Кроме того, льготники, которые соглашаются помочь с растаможкой за определенную плату, должны помнить о таком моменте. Ежегодно налоговые органы проводят контрольные мероприятия в отношении граждан, живущих «не по средствам»: прежде всего не получающих доходов из официальных источников либо получающих их в незначительных размерах, но при этом приобретающих дорогостоящее недвижимое имущество, транспортные средства и так далее. Как это работает? В Министерстве по налогам и сборам рассказали, что если выясняется, что расходы значительно превышают официальные доходы, истребуются декларации о доходах и имуществе. Там человек может объяснить, где взял деньги на дорогую покупку. Но если пояснения не позволяют установить источник доходов, за счет которых понесены расходы, будут последствия, пояснили в ведомстве:

— Доходы физического лица, исчисленные налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налого­обложению подоходным налогом с физлиц. Ставка налога в отношении таких сумм составляет 16%.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter