Премьера "Антигона" приглашает на Камерную сцену Купаловского театра
25.01.2016 22:01:47
Грузинский режиссер Темур Чхеидзе, когда ставил «Антигону» в МХТ на Марину Зудину, тоже избегал конкретной привязки ко времени и месту. Царь Креонт в исполнении Отара Мегвинетухуцеси ходил по сцене в кардигане, белой рубашке и брюках, Марина Зудина в желтом пуловере и джинсах. Строго говоря, наиболее бережно с древнегреческой трагедией на моей памяти обошелся Борис Иванович Луценко в театре им. М.Горького, когда ставил на Малой сцене спектакль «Эдип». Там были соблюдены все исторические условности, это было довольно смело, но и от актеров требовалась максимальная отдача. Они играли в этой трагедии так, что зрители вжимались в кресла. Не существовало никакой иронической или постмодернистской дистанции, все было взаправду. Елена Внукова, Руслан Чернецкий и Валерий Шушкевич играли искренне и увлеченно. Особенно запоминался страшноватый монолог Валерия Шушкевича.
Что ответить на этот вопрос? Наш зритель любит конкретику: если в шинелях, то нужно объяснить почему. Ведь в Древней Греции тепло. Ни «Эммы», ни «Даниэллы» там не бывает. Воспарить над бытом, отдаться в руки режиссера простому зрителю все еще сложно.
На протяжении всего спектакля на сцене присутствует хор — два парня и две девушки, которые, кроме декламации, еще и производят некие пластические телодвижения. И это не какое–нибудь: «Кушать подано!», а настоящий тренинг. Четверка молодых актеров гипнотически впивается в тебя глазами, и в какой–то момент думаешь: все ли там у них в порядке? Но вот финал, аплодисменты, поклоны и древнегреческий хор вместе со зрителями Камерной сцены, весело что–то обсуждая, спускается по лестнице в свои гримерки. Значит, все в порядке. Прошли через Ануя, как сквозь облачко.
«Антигона» получилась вполне корректным и грамотным спектаклем. Интересен он, конечно же, своей проблематикой и извечным вопросом: что важнее — личные интересы и полеты свободного духа или требования общественной морали, сложившийся уклад и интересы сильных мира сего?
Главная героиня видится мне мечтательницей и идеалисткой, только входящей в мир взрослых. В наше время Антигона вполне могла бы вести какой–нибудь блог, посвященный проблемам экологии или бездомным животным. Она бы даже могла вести какую–нибудь авторскую колонку. У нее брал бы интервью первый телеканал. И в наше время судьба ее сложилась бы куда счастливее.
Добрый зритель в 9-м ряду.
Советская Белоруссия № 14 (24896). Вторник, 26 января 2016