Премьера "Антигона" приглашает на Камерную сцену Купаловского театра

Бери шинель — пошли домой

На Камерной сцене театра им. Я.Купалы с гордо поднятой головой идет премьерный спектакль «Антигона» по пьесе Жана Ануя, написанной по древнегреческой трагедии Софокла. Это дипломная работа режиссера Николая Капульцевича. Постановщик обрядил всех актеров в шинели и создал условный мир в эстетике столь распространенного сейчас минимализма. В образе Антигоны блистает актриса Марта Голубева. В качестве тяжелой артиллерии выступают народный артист Николай Кириченко в роли царя Фив Креонта и заслуженная артистка Тамара Миронова (Кормилица). Она тут с удовольствием лупит непутевую, как ей кажется, Антигону подушкой по пятой точке. Второстепенные образы тоже интересны. Как в хорошем детективе, не знаешь, чего от них ждать в следующую минуту: поддержат ли они героиню морально, примут ее сторону или останутся к ее мольбам глухи и равнодушны. Самые главные переживания, конечно, выпадают на долю персонажа Николая Кириченко. Когда актер проходит мимо тебя на расстоянии вытянутой руки, почти физически ощущаешь, как непросто ему дается его царская должность.

Грузинский режиссер Темур Чхеидзе, когда ставил «Антигону» в МХТ на Марину Зудину, тоже избегал конкретной привязки ко времени и месту. Царь Креонт в исполнении Отара Мегвинетухуцеси ходил по сцене в кардигане, белой рубашке и брюках, Марина Зудина в желтом пуловере и джинсах. Строго говоря, наиболее бережно с древнегреческой трагедией на моей памяти обошелся Борис Иванович Луценко в театре им. М.Горького, когда ставил на Малой сцене спектакль «Эдип». Там были соблюдены все исторические условности, это было довольно смело, но и от актеров требовалась максимальная отдача. Они играли в этой трагедии так, что зрители вжимались в кресла. Не существовало никакой иронической или постмодернистской дистанции, все было взаправду. Елена Внукова, Руслан Чернецкий и Валерий Шушкевич играли искренне и увлеченно. Особенно запоминался страшноватый монолог Валерия Шушкевича.

В премьере Купаловского театра некоторая условность все же присутствует. Но, в конце концов, в «Антигоне» Капульцевича царь Креонт не выдерживает и сбрасывает с себя шинель, оставаясь в подобии царского облачения цвета крови. Становится понятно, что режиссер как бы намекает нам: царь — человек интеллигентный, но кровь все равно пролить придется. Однако это, в свою очередь, приводит в замешательство некоторую часть зрителей. «Простите, а в каком году это все происходит?» — вдруг обратились ко мне два божьих одуванчика во время смены мизансцен. «Точно не скажу. Это вроде как древнегреческая трагедия...» — «Значит, в древности? А почему они в шинелях?»

Что ответить на этот вопрос? Наш зритель любит конкретику: если в шинелях, то нужно объяснить почему. Ведь в Древней Греции тепло. Ни «Эммы», ни «Даниэллы» там не бывает. Воспарить над бытом, отдаться в руки режиссера простому зрителю все еще сложно.

На протяжении всего спектакля на сцене присутствует хор — два парня и две девушки, которые, кроме декламации, еще и производят некие пластические телодвижения. И это не какое–нибудь: «Кушать подано!», а настоящий тренинг. Четверка молодых актеров гипнотически впивается в тебя глазами, и в какой–то момент думаешь: все ли там у них в порядке? Но вот финал, аплодисменты, поклоны и древнегреческий хор вместе со зрителями Камерной сцены, весело что–то обсуждая, спускается по лестнице в свои гримерки. Значит, все в порядке. Прошли через Ануя, как сквозь облачко.

«Антигона» получилась вполне корректным и грамотным спектаклем. Интересен он, конечно же, своей проблематикой и извечным вопросом: что важнее — личные интересы и полеты свободного духа или требования общественной морали, сложившийся уклад и интересы сильных мира сего?

Главная героиня видится мне мечтательницей и идеалисткой, только входящей в мир взрослых. В наше время Антигона вполне могла бы вести какой–нибудь блог, посвященный проблемам экологии или бездомным животным. Она бы даже могла вести какую–нибудь авторскую колонку. У нее брал бы интервью первый телеканал. И в наше время судьба ее сложилась бы куда счастливее.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Советская Белоруссия № 14 (24896). Вторник, 26 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter