Бери шинель,иди домой?

Минобороны предлагает рассчитаться за долги имуществом.
Минобороны предлагает рассчитаться за долги имуществом.

Есть ли альтернатива? Военные пенсионеры сразу же взяли в окружение корреспондента "СБ", приехавшего в городской поселок Россь, где находится бомбардировочно- разведывательная авиабаза (в/ч 18555). Они нервно курили, цитировали официальные бумаги и требовали "восстановить справедливость"...

А дело в том, что, по словам моих собеседников, 12 апреля этого года произошло пренеприятнейшее событие для всех военных, уходящих на пенсию: изменился порядок компенсации им вещевого долга. Вещевой долг - это положенные по нормам, но не выданные во время прохождения службы предметы личного имущества.

Возникает он следующим образом: приходит, к примеру, офицер на склад за положенной ему зимней меховой шапкой. А "вещевик" в ответ разводил руками - нет, мол, шапок, не завезли. Тогда офицер достает эту шапку правдами и неправдами сам. И за свои деньги. В соответствии с правилами при недостатке имущества на складе военнослужащий мог бы по своему желанию получить денежную компенсацию. Однако финансов на это у Минобороны хронически не хватало, и компенсацию выдавали немногим.

Впрочем, в прежние времена никто из военных по этому поводу особо и не огорчался: по заведенному порядку при выходе на пенсию министерство полностью рассчитывалось с военнослужащим деньгами.

И вот в День космонавтики Минобороны приняло решение изменить старый порядок, оставив за собой право компенсировать стоимость не более 1 комплекта одежды, то есть до 500 тысяч рублей по нынешним ценам. А если учесть, что долги ведомства перед некоторыми своими пенсионерами зачастую превышают миллион, зацепило это решение многих.

В том числе и офицеров из Росси. Например, капитану Борису Меркулову Минобороны с 1993 по 2001 годы задолжало 6 повседневных фуражек и 2 шерстяных пальто (ни того, ни другого за все это время ему не выдали ни разу), 2 полушерстяные пилотки и столько же шапок-ушанок, 7 брюк навыпуск, 10 рубашек защитного цвета, 12 галстуков, 18 комплектов нательного белья, 14 футболок, 21 пару носков и много чего другого - всего на сумму 842 тысячи. После того как ему компенсировали стоимость одного комплекта, долга осталось 331 тысяча 198 рублей. Меркулов решил пойти на эксперимент и подал иск в военный суд, чтобы получить эту сумму. И проиграл!

Он обратился в суд 4 июля, а 22 июля вышла директива заместителя министра обороны о том, что остаток долга уходящим на пенсию военное ведомство имеет право погасить вещами. "Именно на суде 5 августа мы и узнали об этом документе, - говорит Меркулов. - Нам было объявлено, что раз долги министерством признаются, значит, все в порядке. Есть, мол, список предлагаемых взамен вещей - выбирайте и будьте довольны".

Вот этот-то перечень с вполне понятными эмоциями и демонстрировали мне 3 капитана - Борис Меркулов, Анатолий Вовк и Владимир Новиков. Первыми в списке шли драпы и ткани. В скобочках указано - снятые со снабжения. "То есть оставшиеся еще с советских времен", - комментируют капитаны. "У меня эти драпы еще со службы хранятся, килограммов 15, - объясняет Борис Меркулов. - Лежат в сумке, чтобы моль не поела. А что с ними делать? Ткани, не спорю, качественные, хорошие, но они - как бы это выразиться - слишком военные, слишком казенные. В гражданской жизни ты из них ничего не сделаешь, кроме коврика на пол или занавесок в гараже". "Пробовали как-то пальто из них шить, - вторит ему капитан Анатолий Вовк, у которого шкаф тоже забит военными тканями, - но ведь видно сразу же - как в шинели. А жена мне вообще сказала: еще этого добра приволочешь - будешь вместе с ним в гараже ночевать".

И офицеры с удовольствием продолжают шерстить список. Плащ-палатка в их интерпретации - это кусок брезента 1,5x1,5 метра, который в части используется солдатами лишь для того, чтобы вынести с территории листья да мусор. Ботинки черного цвета годятся только для парадных мероприятий, потому что "продуваются ветром, а если дождь - попадает все внутрь". Достается на орехи и трехпалым неуклюжим меховым рукавицам. Ну а упомянутые отдельными пунктами валенки, фляги и котелки вообще вызывают у капитанов искренний смех.

"Ни один предмет из списка нам сейчас не нужен, - резюмируют офицеры. - Все это пригодилось бы, пока мы служили. Но что нам делать с пропахшей нафталином военной одеждой сейчас? Куда нам ее девать в таких количествах, если у нас и так шкафы старьем забиты? Продавать?" Да, соглашаются офицеры, в ней можно сходить в гараж, съездить на рыбалку, но не бегать же до конца жизни по городу в "зеленке", как партизану!

Такие мысли, по словам моих собеседников, одолевают военных пенсионеров в Росси. Несмотря на то что суд решил иск капитана Меркулова не удовлетворять и признал правоту Минобороны, офицеры все равно считают действия "вещевиков" неправомерными.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter