Бережливый себя бережет

Экономия — это один из главных источников богатства. Расточительность же самых богатых доводит до бедности.

Энергетическая проблема является сегодня актуальной для всех индустриально развитых государств и в первую очередь для тех из них, кто не обладает солидными запасами нефти и газа. Поскольку наша страна не имеет в достаточном количестве этих видов топливного сырья, то, как отметил на Третьем Всебелорусском народном собрании Президент Александр Лукашенко, энергетическая безопасность и развитие энергетики являются приоритетами для Беларуси. Тем более что потребляем мы достаточно много топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) — на уровне 35 миллионов тонн условного топлива в год. Сама по себе эта цифра людям несведущим мало о чем говорит. Но она становится весьма красноречивой в сравнении с показателями потребления ТЭР развитыми странами. Так вот, в Беларуси в отличие от США, Канады, Японии, Германии, ряда других государств энергоемкость ВВП в два раза выше. Поэтому первоочередной задачей развития экономики и энергетики страны, которая имеет обеспеченность собственными энергоресурсами в пределах 16 процентов и зависимость от одного поставщика — России, является увеличение объема ВВП и снижение его энергоемкости. 
Вне зависимости от лояльной политики по отношению к нашей восточной стране-соседке цены на газ и нефть будут расти, потому что они растут в целом во всем мире. Надо учиться экономить. И мы этому учимся. По расчетам ученых, только за счет внедрения новых энергоэффективных технологий и использования потенциала энергосбережения предполагается сэкономить в Беларуси к 2012 году не менее 3,2 миллиона тонн условного топлива в год. А чтобы максимально приблизиться к передовым странам по уровню энергоемкости ВВП, необходимо снизить энергоемкость производства в 1,5 раза. Добиться этого возможно путем повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и структурной перестройки экономики, направленной на развитие менее энергоемких отраслей.

Ставка — на новые технологии.
Объем обрабатываемых сельхозугодий страны сегодня практически тот же, что и в 90-х годах прошлого столетия, однако потребление отраслью топливных ресурсов сократилось почти вдвое. Это говорит о том, что в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия серьезно занимаются ресурсосбережением.
— Если еще десяток лет назад мы использовали почти 1 миллиард кубических метров газа в год, то нынче потребляем до 500 миллионов кубов, — говорит начальник главного управления механизации и технического прогресса Минсельхозпрода Франц Минько. — Что касается горюче-смазочных материалов, то здесь в первую очередь наладили действенный учет и контроль за расходованием ГСМ. Это позволило до минимума сократить неоправданные расходы и хищение топлива. Активно внедряем энергосберегающие технологии и расширяем сферу использования местных видов топлива. Например, изучаем перспективы внедрения в практику технологию брикетирования соломы.
Поскольку стоимость газа для нашей страны повысилась, а практически все отечественные теплицы в общественном секторе работают на “голубом топливе”, то думаем сейчас над тем, как и чем можно его заменить. Работаем над этой проблемой вместе с учеными. И хотя это дело не одного дня, думаю, решение будет найдено.
Экономный цемент.
— В прошлом году мы достигли 7-процентного показателя по энергосбережению, что является очень хорошим результатом для нашей энергоемкой отрасли. Такая же задача стоит на 2007 год, — рассказал министр архитектуры и строительства Александр Селезнев.
По его словам, главный потенциал строителей в сокращении цикла и времени строительства, а также в науке и новых технологиях.
— В цементной отрасли мы планируем переходить от использования газа к местным видам топлива (например, уголь обойдется в два раза дешевле), — уточнил министр. — Также в 2007 году будет расширяться производство поризованых пустотелых блоков, которые очень легкие и обладают высокими теплозащитными свойствами. Эта технология позволяет в 1,5—2 раза сократить потребление энергоресурсов.
Прожорливые “Икарусы” — на металлолом.
Министерство транспорта является одним их крупнейших в Беларуси потребителем моторного топлива. Только в Минске автобусы ежесуточно “съедают” около 100 тонн бензина и солярки. Как сэкономить топливо? На каждую модель автобуса существуют нормы его расхода. Если водитель “сжег” меньше планируемого расхода, то получает премию. Если топлива понадобилось больше норматива, то ищут причину: или неисправность транспортного средства, или вина водителя.
По словам Федора Пекаря, начальника управления инвестиционной и научно-технической деятельности Минтранса, самые “прожорливые” автобусы — старые “Икарусы”. По плану ежегодно подвижной состав должен обновляться не менее чем на 10 процентов, поэтому именно эти старые и перекошенные машины в первую очередь подлежат списанию и сдаче в металлолом.
— Что касается энергосбережения, то мы выполнили прошлогоднее требование по экономии 8,8 процента котельно-печного топлива, которым мы отапливаем свои помещения, — объяснил Федор Пекарь. — Скорее всего, в этом году экономия будет на уровне 10 процентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter