Берегите себя!

О соседях
Начну издалека. Со своего подъезда. Точнее, с людей, которые в нем живут. С соседей. Как ни крути, наша жизнь начинается и заканчивается не где–то в гипотетическом социуме, а именно здесь. Жильцы подъезда, в котором я выросла, уже достаточно пожилые и, в большинстве своем, уже одинокие. Нет, за те 30 лет, которые мы все провели под одной крышей, они плотно обросли детьми, внуками, но вот собственные семьи почти у всех уже неполные.

...Поводом для размышлений стали похороны очередного соседа. Тогда я прикинула, что из тех семей Ивановых — Смирновых — Кругловых, что я помню из своего детства, полных уже почти не осталось. Так, чтобы и жена, и муж, и оба до пенсии дожили. Стала мысленно представлять подъезд: в 5–й Майя Васильевна — одна, в 8–й Инесса Ивановна — тоже, и в 16–й, и в 24–й!.. Когда я «добралась» до 9–го этажа, пальцы на моих руках давно закончились.

Начало этой грустной статистике, помнится, положил Семен Петрович, погибший по неосторожности на стройке. Потом Иван Игнатьевич от болезни скончался, потом Алексей Валентинович разбился в страшной автоаварии, совсем неподалеку от дома, — крепко «выпимши» был...

Давным–давно кто–то из моих коллег носился с темой, которая казалась ему невероятно интересной, — сделать репортаж из вдовьей деревни. Туда не вернулся ни один мужик после войны. Не то чтобы совсем — сыновья к некоторым вернулись, а вот мужья ни в одну хату не пришли. Нынче для такого репортажа совсем необязательно в глубинку ехать, можно писать прямо из моего подъезда. И из многих других, также постепенно превратившихся во вдовьи. Без всякой войны...

Статистика дает такие цифры: средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составляет 67 лет, женщин — на целых 10 лет больше. Но никто из жителей моего, отдельно взятого подъезда еще не достиг этого «среднего» возраста! Более того, на пенсию многие еще не вышли. Статистические данные — это средняя температура по больнице. Старик скончался в 90 с гаком и мужчина, не доживший пару дней до 40–летия... На двоих получают по 65 усредненных лет. Только жизнь, увы, не делит так, как статистика.

Картина, типичная не только для подъезда — для всей страны, даже для значительной части мира. Наоборот дела обстоят только в странах совсем уж неразвитых. В Зимбабве, к примеру, мужчины живут дольше: женщины в среднем 36 лет, а мужчины — больше 40!

Грустно. Хотя вот ООН в своем ежегодном докладе по народонаселению дает обнадеживающие цифры: за последние полвека средняя продолжительность жизни человека увеличилась на 15 лет. Но это тоже «средняя температура» — в Свазиленде, к примеру, редкая женщина доживает до 30 лет...

И если «на десять девчонок по статистике девять ребят», то после 75 на одного старичка сразу две старушки приходится. И это — тоже в среднем по планете.

Я не знаю средств Макропулоса, как продлить жизнь ранимому и уязвимому сильному полу. Объяснить феномен, что «кавалергарда век не долог», пытаются уже многие годы. Чего только не придумывали. Вплоть до того, что во всем обвинили... слезы. Женщины, мол, умеют плакать и таким образом как бы разгружают свою нервную систему, а мужчины переживают все внутри — вот и сгорают быстрее. Недавно с таким заявлением, ссылаясь на многолетние наблюдения, выступили ученые из Массачусетского университета. Если это и правда, то лишь отчасти. Достаточно посмотреть на другие цифры: мужчины в 8 раз чаще, чем женщины, страдают алкоголизмом и в 5 раз чаще умирают «не своей смертью» — в результате аварий, несчастных случаев, убийств.

Можно, наверное, бесконечно искать объяснения печальной статистике в новейших научных исследованиях. Но хотелось бы просто попросить: берегите себя. Ну хоть немножечко! Ведь кому–то без вас будет очень–очень плохо...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter