Как получить аттестат и не стать инвалидом?

Береги здоровье, пригодится

Если в шесть лет лишь десять процентов детей имеют хронические болезни, то к 13—15 годам их уже вдвое больше.
Если в шесть лет лишь десять процентов детей имеют хронические болезни, то к 13—15 годам их уже вдвое больше.

Зависший у монитора ребенок — обычная для большинства семей картинка летом, да впрочем, осенью, зимой и весной тоже. Придя с работы, мы ругаем сына или дочь, что они засиделись. Потом пытаемся застращать, рассказывая, что бывает, если человек мало двигается, насильно отправляем на прогулку, а не достучавшись до ребенка, смиряемся. 
В конце концов, он ведь сыт, по улицам не шатается. Чего еще желать?

В первую очередь не стоит рассчитывать на то, что ваше чадо вволю набегается и напрыгается на уроках физкультуры в школе. Одно такое занятие лишь на 11 процентов восполняет потребность ребенка в движении за сутки. А результат малоподвижной жизни — ухудшение здоровья. 

Перед школой дети болеют легко — респираторными инфекциями да ветрянкой. С переходом в статус школьника у них начинаются более серьезные проблемы со здоровьем. Если в шесть лет лишь 10 процентов детей имеют хронические болезни, то к 13—15 годам их уже вдвое больше — почти 20 процентов. За годы учебы школьники “зарабатывают” болезни органов пищеварения, дыхательной системы, психики и глаз. Близорукость, например, многие приобретают в возрасте 6—11 лет. Уже к восьмому классу показатели остроты зрения у детей ухудшаются по сравнению с дошкольным возрастом в 7,4 раза. Близорукость, как правило, сопровождает их всю жизнь. А еще у современных школяров не редкость головная боль и гипертония — совсем не детские болезни. 

Но взрослым порой не хватает времени поговорить с ребенком по душам, что уж говорить о том, чтобы вовремя показать его врачу. Часто мы задаем дежурный вопрос: что ты ел(а) сегодня? И редко дослушиваем ответ до конца. А зря! За годы учебы у многих детей появляются гастриты и даже язвы желудка и 12-перстной кишки. Таких патологий у выпускников школы в шесть раз больше, чем у первоклашек.

Родители склонны искать первопричину детских болезней в школе, педагоги — упрекать мам и пап за то, что те целиком и полностью взваливают ответственность за учеников на учреждение образования. Истина, как водится, посередине: за детское здоровье в одинаковой степени отвечают и семья, и школа. 

Поэтому самое время подумать о том, как подготовить ребенка к школе, напоминают в Республиканском центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Если он отдыхал в загородном лагере, не следует дома резко менять привычный для него режим и сразу сажать за уроки. 

Кроме того, постарайтесь правильно организовать рабочее место ученика. Выбирая мебель, помните: она должна быть впору школьнику. Подойдет ли ребенку, скажем, стул, проверить несложно: посадите малыша так, чтобы ступни ровно стояли на полу. Не будет проблем и с выбором стола: если локоть опущенной прямой руки ниже крышки на 5—6 см, то все в порядке. Оптимально поставить письменный стол слева от окна. 

Хорошо, если рабочее место школьника будет освещать естественный свет. Но многие делают уроки по вечерам, поэтому одной настольной лампы ребенку будет маловато. Включайте одновременно и верхний свет, не экономьте на детях. При этом настольная лампа должна быть с гибким кронштейном, чтобы регулировать угол освещения. А вот покупать галогеновые лампы не стоит — они слишком яркие, ослепляют.

Еще один важный момент. Ребенок будет чувствовать себя некомфортно в одежде из синтетики или в узких, стесняющих движение вещах. Остановите выбор на изделиях, которые сшиты из натуральных тканей. Оптимальный вариант школьной обуви — кожаная, с гибкой подошвой, причем высота каблука для девочек 8—12 лет не должна превышать 2 см, для старшеклассниц — 3 см.

Вообще в понятии “здоровье школьника” масса составляющих. На состоянии ребенка сказываются не только загруженность в школе, гиподинамия, стрессы дома, но и неправильное и нерегулярное питание. Дети должны расти на молоке, кашах и овощах, а не чипсах и булочках, не устают повторять специалисты. Ежедневно школьнику полагается не менее 100 г мяса или рыбы, 500 г молока (включая 200 г кисломолочного напитка), масло коровье, не менее 300 г овощей (кроме картофеля), свежие фрукты (минимум 200—300 г), стакан сока, одно яйцо. Творог и сметана дважды в неделю, а каши — ежедневно.

Сосиски стоит вовсе исключить или готовить не чаще одного раза в неделю. Чипсы, сухарики и продукты быстрого приготовления специалисты вообще не рассматривают: однозначно это не детская еда.

Питание ребенка должно быть адекватно его нагрузкам. Юному спортсмену, конечно, нужно больше калорий, чем лежебоке. В среднем суточная калорийность рациона должна составлять: у детей 7—10 лет — 2100—2300 калорий; в 11—13 лет у девочек — 2300—2500, у мальчиков — 2400—2700; в 14—17 лет у девочек — 2400—2600, у мальчиков — 2800—3000 калорий. При этом на обед должно приходиться до 35 процентов суточной калорийности, на завтрак и ужин — до 25 процентов.

Что делать, если ваше чадо заупрямится и откажется обедать в школьной столовой? Некоторые руководители учреждений образования в таких случаях требуют справку, подтверждающую, что ребенок здесь питаться не может. На самом деле никаких справок такого рода родители не должны предоставлять. А врачи даже не имеют права их выдавать, так как в школе питание щадящее, практически диетическое. Даже если у ребенка диабет, ему обязаны предоставить возможность питаться в школе.

Если же ученик по каким-то причинам категорически отказывается есть в столовой, родители вправе написать заявление, в котором нужно указать, где школьник будет питаться: то ли он на большой перемене сходит домой, так как живет рядом, то ли возьмет ссобойку.
Если ребенок не питается в школе, а она по законодательству отвечает за здоровье ученика, значит, руководство учебного заведения должно серьезно поговорить с родителями. Ведь санитарные нормы предусматривают горячее питание школьника каждые четыре часа.

Наши дети нежные, хрупкие и чувствительные, а мы часто забываем об этом, требуя от них только примерного поведения и хороших отметок в дневнике. Родители нацелены на то, чтобы после окончания школы ребенок продолжил учебу в высшем учебном заведении. 
Мы никак не желаем понять то, что не все дети способны на это. А иногда это нужно сделать.


Что положить в портфель?


Приносить в школу завтраки никто не запрещает. Детям должна быть предоставлена возможность питаться, будь то услуги общепита либо еда, принесенная из дома. Из ссобойки следует исключить скоропортящиеся продукты, включая сливочное масло и вареную колбасу. Подойдут сыровяленая колбаса, фрукты, твердый сыр. Можно также брать кашу в термоконтейнере. Однако никакой принесенный из дома завтрак не заменит горячее питание. Родители должны твердо усвоить: основная забота о питании ребенка лежит на них.

Ирина Дергач
sverk@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter