Берег утопии

Кинономенклатура штурмует Венецианский кинофестиваль

Кинономенклатура штурмует Венецианский кинофестиваль


Большой кинофестиваль — это всегда большая политика. Но Международный Венецианский кинофестиваль, открывшийся сегодня, кажется, всегда оставался наименее политически ангажированным среди кинофорумов класса «А», отдавая предпочтение духу карнавального веселья и здоровой праздности, минуя подводные камни международной конъюнктуры текущего момента. В этом году фестиваль отметит 65–летие. Порядковый номер напоминает, что еще есть в этом мире нечто незыблемое и постоянное: закат лета, Венеция, праздник кино...


О том, какие на самом деле страсти бушуют на фестивале, можно судить по тому, что за все годы в Каннах и Берлине поменялось всего четыре директора, в Венеции же — 19. И почти никто, как отмечает российский критик Андрей Плахов, «не ушел со своего поста добровольно». Но нам важен результат: авторитет фестиваля растет, начато строительство нового фестивального дворца, который вберет в себя старый и сохранит исторический фасад — памятник архитектуры времен модернизма и Муссолини. Большой зал вместит 2.400 зрителей. Стройка продлится до 2011 года, стоимость проекта составит 100 млн. долларов.


Второй год фестивалем руководит большой поклонник «загадочной русской души» и славянского кинематографа Марко Мюллер. Каждый год российская картина неизменно участвует в конкурсе Венеции, в то время как, например, в 2008 году ни в Берлине, ни в Каннах не оказалось ни одной. Именно Мюллер за последние годы вывел на международную арену Андрея Звягинцева, Ивана Вырыпаева, Алексея Германа–младшего.


В этом году Россию снова представит «наследник высоких кинематографических кровей» Герман–младший с картиной «Бумажный солдат». И снова в новом фильме своеобразная атмосфера ретро, долгие общие планы, многозначительность пауз... Все то, что было в гипнотически медлительном «Последнем поезде» и холодном «Гарпастуме». Есть в новой работе и «актриса–талисман» — Чулпан Хаматова. Сын режиссера, сделавшего себе имя в жанре гиперреализма, пытается реконструировать свой мир — для многих зрителей чересчур аморфный и бесчувственный. Хотя наверняка и у такой режиссерской манеры уже есть свои поклонники.


В программе «Горизонты» еще один продолжатель кинодинастии из России — Михаил Калатозишвили (внук режиссера фильма «Летят журавли» Михаила Калатозова) с картиной «Дикое поле». На минувшем «Кинотавре» этот фильм получил призы и за музыку, и за сценарий (посмертно выдающимся кинодраматургам Петру Луцику и Алексею Саморядову).


Любопытно, если для поколения Германа–старшего и еще раньше Калатозова завоевание Европы все–таки не было самоцелью, то, судя по всему, молодое поколение российских кинематографистов, работающих в жанре «фестивального» кино, кажется, в первую очередь пытается застолбить себе местечко под европейским солнцем, думая о высоколобой элите фестивальных показов, а не о простом зрителе. Ревностно отслеживая работы друг друга, из года в год они пытаются угадать настроения фестивальных «отборщиков», но каждый раз попадают впросак. Горе тому, кто никак не принадлежит к какому–нибудь кинематографическому клану, семье Бондарчуков или Михалковых: свои же съедят и не поперхнутся.


Иногда доходит до абсурда. Многие сетевые СМИ с восторгом написали, что новый фильм Кирилла Серебренникова «Юрьев день» провалился на кинофестивале в Локарно, не получив ни одного приза. А через пару дней стало известно, что фильм удостоен не одного, а четырех призов, в том числе его получила российская актриса, прима театра Льва Додина Ксения Раппопорт. Кстати, именно ей предоставлено в этом году высокое право вести церемонии открытия и закрытия Венецианского фестиваля.


В этом месте следует поставить двоеточие, потому что предвижу естественный вопрос читателя: «Почему вы так упоенно рассказываете о российском кинематографе и скромно умалчиваете про белорусский?»


Вопрос, согласен, не риторический. Ответ на него должен быть. Хотя бы потому, что еще свежо в памяти время, когда творческими усилиями Виктора Турова, Михаила Пташука, Валерия Рубинчика, Валерия Рыбарева и других не менее славных белорусских кинематографистов было прорублено широкое окно в Европу. Причем формат тех незабываемых картин был отнюдь не только «фирменно–военный» — наши авторы и режиссеры обращались к самым актуальным проблемам времени. Сейчас уже просто безвкусно говорить, почему случилось так, что белорусский кинематограф шаг за шагом «уверенно» отошел в тень. Сейчас следует, набравшись терпения, ожидать лучшего. Давайте загадаем, что «выстрелит» Рената Грицкова с фильмом «Инсайт», в полную творческую силу развернется Александр Ефремов, снимающий сейчас драму с рабочим названием «Снайпер», свяжем надежды с новой работой Игоря Четверикова «Тень самурая». Будем доброжелательно надеяться на белорусских кинематографистов, но это пока и все, что я могу ответить нетерпеливому читателю...


А пока вернемся в Венецию.


Откроет фестиваль новый фильм братьев Коэнов — шпионский фарс «Сжечь после прочтения». Здесь вволю веселятся свежеиспеченная лауреатка «Оскара» Тильда Суинтон, Фрэнсис Макдорманд, Джон Малкович, Брэд Питт, Джордж Клуни. По отзывам критиков, этот динамичный фильм настраивает на легкомысленный лад. Возможно, не самый верный камертон для международного кинофестиваля, но братья Коэны вслед за бароном Мюнхгаузеном, видимо, напоминают нам, что самые бездарные фильмы всегда снимаются именно с серьезным выражением лица.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter