25 лет назад, 7 декабря 1988 года, мощнейшее землетрясение разрушило армянские города и поселки

Белый цвет черного горя

25 лет назад, 7 декабря 1988 года, мощнейшее землетрясение разрушило армянские города и поселки...

25 лет назад, 7 декабря 1988 года, мощнейшее землетрясение разрушило армянские города и поселки, в одно мгновение унеся многие тысячи человеческих жизней. И посеяло горе, неутешные плоды которого люди на той земле пожинают и по сей день.


«Разве такое забудешь»


Минчанин Александр Пациора — один из тех, кто в декабре 1988–го в составе Белорусского спасательного отряда отправился на помощь Армении. Работал тогда в управлении механизации № 12 треста «Железобетонмонтаж». Монтажники везли с собой в зону землетрясения мощный грузоподъемный кран. Такую технику очень ждали в местах разрушений. Уже и людей хватало, а вот механизмов и приспособлений для расчистки было недостаточно. Группа из 120 человек стала второй спасательной в тресте Александра. Первая вылетела сразу же, как только стало известно о страшной катастрофе. Спустя две недели им направили смену. Александр Пациора вспоминает:


— Базировались в Ленинакане рядом с политехническим институтом. Жили в палатках. Но в них фактически только ночевали. Все остальное время проводили на руинах. Хотя в основном жертв уже извлекли из развалин, трупы доставали и спустя недели. Помню девочку в белых носочках возле лифтовой шахты... Остальная одежда сгорела... Большую часть времени наши специалисты разбирали завалы на месте текстильной фабрики, где работали в большинстве своем женщины... Когда обнаруживали труп, вызывали специальную бригаду военных. Да, страшно вспомнить...


Затем нас перевели в Кировакан. Там завалов уже практически не осталось, и мы готовили базу для восстановительно–строительных работ. Знаете, несмотря на сложности буквально во всем, никто не говорил «не могу» или «это сделать невозможно». Каждый искал способ, как сделать. Правда, из нашего отряда троих пришлось отправить домой — не выдержали стресса. Люди работали не за деньги — выплачивались только командировочные. И то часть этих средств вернули организации — не израсходовали... Четверть века прошло. Но помню все прекрасно. Разве такое забудешь!


«Наши народы всегда будут в дружбе»


Такое не забывается. Никогда не перестанет мать оплакивать свое погибшее дитя, а дети скорбеть о безвременно ушедших родителях. Это уже в национальной исторической памяти армянского народа. И случившуюся трагедию разделили с Арменией все ее друзья. Вот и во время нашей беседы Чрезвычайный и Полномочный Посол Армении в Беларуси, академик, профессор армянской филологии Армен Хачатрян упомянул: ему уже звонил один из бывших руководителей белорусских спасателей — с соболезнованием и поддержкой по случаю трагической даты и пожеланием процветания Армении сегодняшней:


— 7 декабря 1988 года к нам пришла огромная беда. Люди не были готовы к такому. Даже при очень хорошей организации человеку сложно противостоять мощным природным катаклизмам... Через 2 — 3 часа после случившегося я уже был в Спитаке. Мне говорили: города нет. Начали подъезжать к месту, смотрю: город стоит, вижу его крыши. А как приблизились... Крыши–то стоят на земле. Всего остального нет. Нет домов.


Эта трагедия была неописуема. Человек теряет своих детей, семью, не находит своих самых дорогих и родных. А они под завалами! Трудно себе представить, но люди даже радовались, когда откапывали труп — ведь тогда его можно похоронить. Недоставало гробов. Со всей страны везли их, все равно не хватало. Стресс великий, когда вокруг трупы, трупы... Я видел все это — у нас тоже там были родственники. И каждый задавался вопросом: почему? Если война — понятно. Но здесь?!


Конечно, на помощь тут же бросились все — наши братья из союзных советских республик, друзья из многих стран мира. Помню, первыми подъехали грузинские врачи. За ними следом — россияне, украинцы, белорусы... Самолеты с гуманитарными грузами приземлялись чуть ли не каждую минуту. Югославский самолет, доставляя помощь, сам разбился. Сейчас на месте крушения установлен памятник...


Норвежцы построили больницу, итальянцы — целый небольшой городок... И сегодня в Спитаке можно услышать — «сейчас пойдем в Италию», «сейчас поедем в Норвегию»... Или — «в Украину», «в Беларусь»...


После развала Советского Союза изменились общественный строй, экономика, и условия очень усложнились. Было крайне трудно. В советские годы Армения производила от часов до военной техники, посылала свою продукцию в 70 стран. Внезапно все остановилось. И в таких условиях надо восстанавливать города, села. Но армяне могут нести великое горе и умеют строить. Восстали из руин Гюмри, бывший Ленинакан, Спитак, чье название в переводе с армянского означает «белый», Ванадзор, в прошлом Кировакан. Там выросли современные кварталы. Возводились они с учетом сейсмических особенностей местности. Это нормальные города с нормальной жизнью. Но след страданий, конечно, не стерся. После трагедии немало моих соотечественников уехали в другие страны, в том числе и в Беларусь. Очень много детей оказалось вне родины. Посмотрите на древний Гюмри — ему 3.000 лет: это был традиционно город мастеров, искусных ремесленников, художников. Город со своим ярким колоритом, он славился превосходным народным юмором. Каждая поездка туда превращалась в праздник. Теперь горожане стали другими — более грустными, словно потухшими, ушли прежняя яркость, легкость, активность. Потому что там нет семьи, которая не потеряла бы родных в страшной трагедии.


К огромному сожалению, сильнейшие землетрясения не один раз наносили жестокие раны прекрасной земле Армении. После землетрясения X века сотни тысяч армян также разъехались по свету. Большое число беженцев осело тогда на территории восточной Польши и Украины. Талантливые мастера, строители, архитекторы, они возводили Краков, Львов, Ужгород, Каменец–Подольский. Так, первое каменное сооружение Львова — армянская церковь. Создатель мастерской по изготовлению знаменитых белорусских слуцких поясов Ян Маджарский — тоже армянин. Христианство армяне приняли еще в 301 году. И у нас сохранился храм того времени! Еревану — 2.796 лет, он на 29 лет старше Рима!


Каждый год 7 декабря в Армении отдают дань памяти невинным жертвам Спитакского землетрясения. Мы приходим на их могилы, приносим цветы к памятникам и мемориалам. За рубежом армяне собираются в своих церквах и возле крест–камней. Крест–камень — уникальное армянское явление. Устанавливается в связи с каким–то особым событием или в память чего–то. Это выбитый на камне крест и рядом с ним орнамент. Существуют сотни тысяч таких камней. Каждый оригинален в исполнении. Есть армянский крест–камень и в Минске.


— Можно ли сказать, что сегодня материальные последствия спитакской катастрофы ликвидированы?


— Да, безусловно. Более того, мы оказываем помощь другим в аналогичных ситуациях. В стране создан хороший сейсмологический научно–исследовательский центр. Наши спасатели уже помогли многим. И Армения не забывает тех, кто 25 лет назад протянул ей руку помощи: вручаем наши государственные награды, сердечно приглашаем в гости. Всегда рады видеть у себя белорусов. Отношения между Арменией и Беларусью очень теплые — на всех уровнях, вплоть до самого высокого. Наверное, еще и потому, что наши народы крепко связывают духовность и культура. Вспомним Великую Отечественную войну — от погибших армян, защитников Брестской крепости, до маршала Баграмяна... Знаете, сегодня в Армении спроси у любого: что вы думаете о белорусах? И получишь неизменный ответ: это самый добрый народ.


И тут же Армен Авакович предлагает:


— Хотите, могу дать код Армении, звоните по любому номеру прямо сейчас. Уверен, сами услышите то же!


Почти родственники


Летом прошлого года белорусский Витебск и армянский Ванадзор подписали соглашение о сотрудничестве. Тогда же и Орша приобрела побратима — Спитак. В Армении уже прошла выставка молодых художников Витебщины. Натюрморты, пейзажи рассказывали о нашей стране, ее природе и истории, национальных традициях. В свою очередь, армянские друзья приезжали в Витебск, в Оршу — на праздник города и День Независимости Беларуси, чтобы разделить с белорусами их радость.


Справедливо говорят: настоящий друг познается в беде и радости. Вспоминая сегодня трагедию на армянской земле 25–летней давности, мы хотим верить, что первая часть этой народной мудрости осталась в прошлом. И надеемся на будущую светлую и счастливую судьбу для всех добрых людей.

Справка «СБ»


Спитакское землетрясение (также известное как Ленинаканское) — катастрофическое землетрясение магнитудой более 10 баллов, произошедшее на северо–западе Армении 7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени. Стихия полностью разрушила город Спитак и десятки сел; частично — Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор) и еще более 300 населенных пунктов. Погибли по меньшей мере 25 тысяч человек, сотни тысяч остались без крова. В общей сложности землетрясение охватило около 40 процентов территории Армении.


Советская Белоруссия №231 (24368). Суббота, 7 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter