Что предпочитает читать современная молодежь?

Белый клык против трансформеров

Молодежь не делает того, не делает этого, мало читает, а если читает, то не то, что нужно. Правда ли это?
Долой брюзжание, занудство и стереотипы. Молодежь не делает того, не делает этого, мало читает, а если читает, то не то, что нужно. Правда ли это? Об этом мы спросили у писателя Виктора Лупасина, директора Центральной городской библиотеки имени Янки Купалы Елены Кубышкиной, студента энергетического факультета БНТУ Дмитрия Молоденкова и студентки Института журналистики БГУ Любови Киршанковой.

transform.png


Елена: Сейчас читают даже больше, чем во времена моей юности. Для этого есть гораздо больше возможностей, потому что появились интернет и книги в электронном виде. Зачем молодежь приходит в библиотеку? Если в начале 2000-х больше спрашивали специализированную литературу, то сейчас – чтение для досуга.

Любовь: Каждый выбирает для себя, что ему интересно, – печатная книга или электронная. Мой основной читательский инструмент – ридер.

Елена: Но ведь всех книг в электронном варианте нет и не будет.

lubov.pngЛюбовь: Это верно. К сожалению, в интернете сложно найти произведения белорусских авторов, чтобы скачать и закинуть в читалку. Нужно идти в магазин, платить деньги за книгу, о которой вообще ничего не знаешь. Поэтому современных белорусских авторов я практически не читаю. И с вашим, смею полагать, шикарным творчеством, Виктор, знакома мало.

Віктар: Хто вам сказаў, што я пішу шыкоўныя творы? Можа, я жуткі графаман.

Дмитрий: Судя по тому, что доступно в интернете, графоманом вас точно не назовешь. Уж очень мало текстов. Сразу скажу – ваше творчество мне не импонирует.

Віктар: Эх, не перажыву...

Любовь: А как вы доносите произведения до читателя?

viktor.pngВіктар: Ідэя з публікацыяй у інтэрнэце пацярпела крах - я забыў пароль да сваёй старонкі. У мяне тры асноўныя сродкі. Першае – выступаю на розных вечарынах, ладжу сустрэчы са мной любімым. Другі шлях – рассылаю свае творы ў сацыяльных сетках усім, хто хоча. Трэці варыянт – перыёдыка.

Любовь: И вы думаете, что много молодых людей купят журнал и прочитают ваш текст?

Віктар: Пакуль не, але ключавое слова – пакуль.

Любовь: Нашим авто-рам нужно рекламировать себя.

Віктар: У мяне паўстала абсалютна рускарокаўская думка – папулярызоўваць паэзію праз музыку. Але што рабiць з прозай – не ведаю. Праславіцца пісьменніку цяпер тое самае, што разбагацець, вырабляючы зубачысткі. Але беларускім аўтарам лягчэй – вузей кола. І ўжо тое, што чалавек нешта па-беларуску робіць, яго выдзяляе.

Дмитрий: Настороженно отношусь к современным белорусским писателям. Но если бы я был хипстером, купил бы себе «беларускамоўную» книгу и ехал бы с ней и с айфоном в автобусе, чтобы все видели.

Віктар: Беларуская мова модная сярод хіпстэраў?

Дмитрий: Очень.

Любовь: Может, это и неплохо, но это такая неосознанная любовь к белорусской культуре. Хотя это тоже своеобразная реклама.

«ЗН»: Как выбираете книги?

dmitriy.pngДмитрий: Я просто плаваю в медийном контенте и вылавливаю интересные события. Этим летом прочитал «Остров Крым» Аксенова. И знаете, если бы не события в Украине, вряд ли бы когда-нибудь дошли руки до одной из моих самых любимых теперь книг.

Любовь: На журфаке нельзя не читать. Как люди говорят о футбольных матчах, сериалах, телешоу, так мы о книгах. Например, ситуация – студенты обсуждают какое-то произведение. Пошутили – все смеются, а ты нет, потому что не прочитал. Неприятно.

Дмитрий: У нас в БНТУ очень популярны произведения Стивена Кинга, «Гарри Поттер», «Сталкер», «Метро», «Бойцовский клуб». Лично мне интересны Ремарк, Борис и Аркадий Стругацкие, Маяковский.

Елена: Мне приятно, что Дмитрий назвал тех авторов, книги которых есть в нашей библиотеке. Но нынешняя молодежь не хочет сделать лишний шаг – пойти в книжный магазин или библиотеку. На выбор книги может повлиять любой повод. Даже такой скорбный, как смерть писателя, например Гарсиа Маркеса. Люди узнали об этом, возможно, впервые услышали, что есть такой автор, и пошли читать.

Любовь: А еще экранизации.

elena.pngЕлена: Да! Те, кто посмотрел фильм, потом приходят в библиотеку за книгами. «Идиот» Достоевского, «Анна Каренина» Толстого… Сейчас дети берут «Голодные игры». Надеюсь, что новая экранизация «Тихого Дона» Сергея Урсуляка, о которой сейчас много говорят, приведет новых читателей. А еще выбирают то, что попадает в рейтинги, что на слуху. Меньше знают и спрашивают белорусскую литературу.

Любовь: Люди очень странно к ней относятся. Многие думают, что она состоит из историй о мужиках, которые живут в деревне и переворачивают сено.

Віктар: Хм... А я лічыў, што зараз мейнстрым – перайманне Караткевіча. Уся гэтая гістарычная рамантыка. Мне здавалася, што цяпер яе парадзіруюць і яна загразла ў зубах. У мяне нават была задума напісаць трэшавы раман, у якім поруч дзейнічаюць Вітаўт і Міндоўг, якія змагаюцца з іншапланецянамі.

«ЗН»: Как можно найти информацию о современной белорусской литературе?

Дмитрий: Пойти к директору Центральной библиотеки.

Віктар: Неабавязкова Цэнтральнай.

Елена: Необязательно к директору. Надо самим быть более пытливыми. Ведь часть литературы остается вне поля зрения читателей, школы и даже вузов.

Віктар: Мне вельмі пашанцавала з выкладчыкам беларускай мовы.

Елена: Да, многое зависит от преподавателя. Сегодня школьники стараются читать легкую коммерческую литературу. А большой пласт детской классики остается незамеченным. Майн Рид, Купер… – я зачитывалась ими в детстве. Жаль, что даже произведения Дюма остаются вне поля зрения.

Віктар: Дзюма быў у свой час такі ж пісака, як зараз Марыніна.

Елена: Но это литература, проверенная временем. Когда у вас будут дети, научите их читать хорошие книги.

Дмитрий: Многое зависит от воспитания. Но теперь детей сложнее заинтересовать – они охотнее станут смотреть фильм со спецэффектами. В этом плане даже «Белый клык» проигрывает абсолютно всем частям «Трансформеров».

Беседовали Виктория МИТЬКО,  Елена ТАЛАЛАЕВА, «ЗН»

Фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter