Подробности громкого преступления

Белый бумер пошел на посадку

Более пятнадцати лет назад на территории Минской области было совершено дерзкое преступление с захватом заложников. Восьмого августа 2000 года в 17.30 пять пассажиров из двух автобусов, следовавших коммерческим рейсом из Минска в Москву, надели маски и открыли стрельбу. Ранив одного из водителей, злоумышленники приказали свернуть с дороги. В лесополосе у Кургана Славы потребовали у пассажиров деньги и ценности, после чего прострелили колеса автобусов и скрылись на поджидавшей машине.


Август 2000-го выдался жарким. Грабежи и разбои не давали сыщикам расслабиться. На тот момент старший оперуполномоченный по особо важным делам УУР УВД Минского облисполкома Андрей Ермолкевич (ныне — пенсионер МВД) отрабатывал банду, за которой тянулся целый шлейф разбоев. Придя утром на работу и узнав о произошедшем, про себя отметил: еще одной папкой в сейфе станет больше. Ошибся. Дело будет исчисляться десятками томов. 

Впрочем, работа не пугала офицера. Вместе с коллегами из тогдашнего КОПиКа и Следственного комитета при МВД спланировали первоначальные действия. Позже подключились сотрудники из столичного ГУВД и Генеральной прокуратуры.

— Преступление оказалось из ряда вон, — вспоминает Андрей Ермолкевич, — и силы на его раскрытие были брошены нешуточные. Дело находилось на контроле у Президента, а руководили операцией лучшие представители угрозыска области и страны. 

При решении задачи со многими неизвестными сразу бросалось в глаза, что коммерческие автобусы в качестве объекта для нападения выбраны не случайно. На рыночные закупы ездили пассажиры небедные. Попасть же на такой рейс было просто, сделав по телефону заказ на любую фамилию. Проверка документов и оплата — уже в пути…

Очевидно было и то, что преступники все четко спланировали. Место для нападения выбрано идеальное: поворот с дороги, карман, а за ним лесопосадка и кладбище. И спрятаться есть где, и до автотрассы рукой подать. 

Версий было много — от стандартных до самых невероятных. Один пассажир, например, утверждал, что стрелявший в водителя немного хромал. Так в поле зрения правоохранителей оказались хромые и те, кто обращался в медучреждения с травмами ног. Изучались личности всех 63 пассажиров «Мерседеса» и «Неоплана», круг их знакомств, провожающие, а также водители, пользовавшиеся стоянкой, откуда отходили автобусы.

Еще одно направление появилось после того, как установили, что у одного из нападавших на фалангах пальцев правой руки была наколка. Через структуры исполнения наказаний МВД запросили сведения об освободившихся из мест лишения свободы с подобными тату. В поле зрения попал четырежды судимый за кражи и грабежи бывший спортсмен-рукопашник Илья Проклов (имена преступников изменены) по кличке Душман, который буквально накануне освободился из Ивацевичской колонии. Фас-профиль показали пассажирам, и те с ужасом его узнали.


Сыщики выяснили, что Проклов проживает в Минске. Изучая круг общения, вышли на другого подозреваемого — ранее трижды судимого за грабежи, кражи и хулиганства минчанина Андрея Барыся. Потерпевшие опознали и его. Позже «просеялись» еще трое из Осиповичей: неоднократно судимые Дмитрий Рогов, одноногий Александр Мытарь и несудимый Виктор Короленок, автослесарь, владелец «Ниссана». Тогда же появилась информация, что преступники хотят лишить жизни одного из своих. Проклова…

Из-за неожиданного поворота событий контроль за группой усилили. А в начале октября появилась информация, что Проклов приглашен в ресторан фастфуда. У Ермолкевича было предчувствие, что убийство назначено именно на этот день. Объявляется готовность № 1. После того как приговоренный вместе с Барысем уселись в «Ниссан» Короленка, опер принял решение: если выедут за МКАД — брать. 

С полчаса иномарка петляла по Минску, затем резко вырулила на кольцевую и пошла на могилевку. Чтобы все выглядело естественно, на посту ГАИ сотрудник ДПС перед «Ниссаном» остановил еще пару авто. В считаные мгновения все трое были в наручниках. Обескураженные задержанные еще больше удивились, когда Ермолкевич каждого назвал по имени-отчеству…

Уже в УВД у Андрея Феликсовича с каждым состоялся короткий разговор, после которого задержанные поняли: милиция в курсе всех событий — и попросили бумагу с ручкой. Узнав, что уже час, как должен был лежать в земле, а не развлекаться с шашлыками и девочками, как обещал Барысь, Проклов покрылся холодным потом.

В тот же вечер 2 октября в Осиповичах задержали Мытаря с Роговым. Еще через несколько дней — водителя БМВ. А там нашлись и орудия преступления: ПМ с полным боекомплектом, ТТ, два обреза и газовик. 

Что связывало этих людей и откуда появился дерзкий план с автобусами? Оказалось, почти все были знакомы еще по Осиповичской ИК. В середине июля 2000-го освободился Проклов. Барысь на белой БМВ поехал его встречать. За рулем — знакомый, на заднем сиденье — молодая жена Проклова. Прямо в машине стали решать, как жить дальше. Решили. К нападению готовились тщательно: запасались сменной одеждой, меняли прически, отпускали бороды и усы. 

Среди потерпевших были те, кто прошел Афганистан, люди неробкого десятка, но в той ситуации, когда обстановку контролировали три ствола, они были бессильны. В салоне находился и пассажир, отсидевший срок за грабеж. Он тоже не стал связываться с бандитами и, сняв часы, последовал примеру товарищей по несчастью. 

Тех, кто мешкал, Рогов подгонял ударами рукоятки обреза, Проклов предупреждал, что будет повторный шмон, и не дай Бог что-то утаят. Позже потерпевшие вспоминали, что своими нескончаемыми «Я сказал!» Проклов настолько давил на психику, что все были в шоке. Даже Барысь признался: Проклов орал так, что сам чуть было не начал выворачивать карманы. Тем не менее люди с деньгами расставаться не спешили. Преступники рассчитывали на сто с лишним тысяч долларов, а отняли едва одиннадцать. Люди умудрялись рассовывать «зеленые» с драгоценностями под сиденья, в нижнее белье, обувь… 

Когда «Мерседес», а за ним «Неоплан» замерли вблизи кладбищенских крестов, сбор денег и ценностей подходил к завершению. Забрав ведра с экспроприированным добром, налетчики приказали находиться в автобусах в течение пяти минут, заверяя, что будут наблюдать. Если кто-то попробует выйти, все взорвутся (Проклов забыл неподалеку свою сумку, и пассажиры действительно думали, что там бомба). Затем прострелили задние колеса автобусов и скрылись. 

На трассе бандитов уже поджидала БМВ. Проехав километров пять, разбойники спешились и продолжили путь лесом. Там они сожгли одежду, спрятали оружие, переоделись. Проклов с Барысем пошли в сторону Радошковичей и на электричке вернулись в Минск. Короленок, Рогов и Мытарь добрались до Осиповичей. 

Деньги закончились быстро, и бандиты уже планировали новое нападение на автобус, следующий в Польшу. До этого старались жить тихо. Исключение составлял Проклов. Изголодавшись по свободе, он ударился в загул, и вскоре до Барыся начали доходить слухи: болтает лишнее. К тому же в СМИ прошли его особые приметы, включая татуировку. На совете банды Проклова приговорили. Что было дальше — известно…

За успешную операцию все милиционеры были отмечены. Например, подполковник милиции Андрей Ермолкевич Указом Президента награжден медалью «За адзнаку ў ахове грамадскага парадку», а следователь Сергей Сельков стал подполковником милиции досрочно.

Александр СТРИГАЛЁВ, УИОС МВД

Фото из материалов уголовного дела
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter