Белый аист

До войны родители моей знакомой Софии купили участок земли и построили на нем дом.
До войны родители моей знакомой Софии купили участок земли и построили на нем дом. Когда строительные работы только начинались (нужно было копать землю для фундамента и погреба), взрослые и дети постоянно находили человеческие черепа и кости. Но делать было нечего - на другой участок денег им не насобирать. Так и остались жить на старом кладбище. В 1941 году отец ушел на фронт, там и погиб. В войну умерла и мама. В доме остались только четверо малых детей. Боялись всего - и немцев, и мертвецов, на чьих костях стояла хата. Что и говорить - дети...

Но прошла война, Бог миловал - осталась цела хата, выжили и дети. Старшая, София, была малышам вместо матери. Как-то раз ночью детей разбудил странный звук, будто кто-то скребся в кухне. Малыши перепугались насмерть. Соня зажгла лучинку и решила идти разведать, что за звук такой их разбудил, а там будь, что будет. Когда она приблизилась к русской печи на кухне, увидела... аиста. Он скреб заслонку, и была птица не белой, а черной от сажи. И вот тогда-то девочка вспомнила, что на их доме поселилась семья аистов. А этот недотепа наверняка каким-то образом провалился в дымоход. Дети радостно вынесли аиста во двор и отпустили. Первый раз за всю войну дети смеялись легко, беззаботно, от всей души.

Татьяна ПАЛЬЦЕВА, Светлогорск.

Нужен результат!

На мой взгляд, "СБ" по разнообразию тематики, многостраничности, красочности стала на один уровень с известными российскими изданиями. В этом смысле очень показательным считаю развитие рубрики "Форум", которое идет от простой публикации отдельных читательских писем к организации дискуссии, позволяющей читателям выразить свои взгляды, точку зрения. Обнадеживает, что редакция обещала на этом не останавливаться. И правильно! Уже проведенная дискуссия выявила большой общественный интерес к нашему образу жизни, будущему страны. В этом смысле "СБ" своим "Форумом" приоткрыла дверь для реализации потенциала общественного интеллекта. Я считаю, СМИ могут приносить большую пользу государству. Для этого нужно, чтобы дискуссии давали ощутимый результат. То есть такой разговор должен заканчиваться серьезным социологическим анализом высказываний и предложений, прозвучавших в нем. А выводы нужно направлять в Палату представителей, имеющую право законодательной инициативы, или Президенту для выработки соответствующего указа. В таком случае "форумы", "открытые трибуны" и т.п. имеют шанс воплотиться в продуманные законы и реально повлиять на жизнь, а "невостребованный интеллект" общества реализует свой потенциал. Это, разумеется, не подмена законотворческих органов народной инициативой, но заметная помощь, подспорье в важном деле.

Давайте же будем более рациональны, расчетливы, практичны и не слишком многословны в своих предложениях. Результат обязательно появится!

Вадим АНТИПОВ, Молодечно.



У страха глаза велики

У меня есть друг. А у друга - 6-летний сын Кирюша. Я часто бываю у них в гостях, поэтому приходится наблюдать, а нередко и самому участвовать в воспитательном процессе. Как-то раз Кирилл прибежал домой с игровой площадки, под глазом свежий "фонарь" сияет. Папа: "Откуда?" - "Там Стас у Ленки куклу забрал, она расплакалась... Ты же сам учил, что девочек обижать нехорошо". Отец возразил: "У Лены старший брат есть, пусть бы он и заступался за нее. А ты, если будешь везде свой нос совать, до старости не доживешь. Понял?" Глядя на папу глазами, полными недоумения, малыш согласно кивнул - понял. И я понял, что с этих пор Кирюша никогда и ни за что не будет совать свой нос туда, где ему могут наставить синяков.

Эта ситуация напомнила мне методику прохождения теста на порядочность. Взрослые знают, что на вопросы следует отвечать так, как подсказывает сердце. Но в жизни поступать, как тебе выгоднее. Слабых защищать нужно? Нужно. Но если при этом можно схлопотать по макушке, лучше не высовываться - пускай сами разбираются. Детям сложнее - в сказках ведь добро обязательно побеждает зло. Но... сказки сказками, а родителей слушаться нужно, они плохому не научат. А в итоге дети когда-нибудь взрослеют и... тоже овладевают мастерством проходить тест на порядочность. Помню, года три назад прочитал в газете о страшном происшествии: беременную женщину грабители избили до полусмерти буквально у двери собственной квартиры. И ни один человек (а дело происходило на лестничной площадке многоэтажного дома) не высунулся из своей квартиры, никто даже не вызвал милицию, хотя крики и призывы о помощи слышал весь подъезд! Меня тогда этот случай поразил до глубины души: как так? Этого не может быть! Только не в нашей стране! Спустя годы понимаю: и не такое еще возможно.

Раньше тоже и грабили, и насиловали, и убивали. Но тихо, скрытно. Сейчас это можно сделать на глазах у десятка прохожих и практически безнаказанно. Потому что никто не пикнет, боясь оказаться на месте жертвы. Нет, правоохранительные органы работают, преступников ловят, кто спорит? Но где взять столько милиционеров, чтобы хватило на каждого подлеца и хама, который ни за что может оскорбить женщину, обидеть ребенка, толкнуть старика, пробивая себе дорогу к заветному месту в троллейбусе?

Я не собираюсь морализировать на тему, что такое хорошо и что такое плохо. И тем более винить всех и вся вокруг себя в трусости и бездействии. Мы все запуганы, все боимся: как же - вокруг хулиганье, жизнью правят те, у кого больше накачаны бицепсы. Но вся штука в том, что мы сами допускаем этот беспредел и позволяем диктовать свои правила тем, кто сильнее и нахальнее. Хулиган один раз позволил себе вольность, окружающие сделали вид, что не заметили. Он позволит это себе еще раз, и если опять сойдет с рук - еще раз... Потом безнаказанность станет для него нормой жизни, войдет в привычку. Ехал как-то вечером в троллейбусе домой, на соседних сиденьях расположились пятеро незнакомых мужчин - и больше никого. Вдруг один мужчина (типичный барыга с наколками по всему телу) закурил прямо в салоне. Ему сделали замечание - ноль внимания. Тогда двое пассажиров (на вид отнюдь не крепыши), не сговариваясь, взяли нахала под руки и на ближайшей остановке вывели из троллейбуса. Тот даже не пикнул, настолько опешил от неожиданности - видно, привык, что ему всегда все дозволено.

Многое могло бы измениться (и это в наших силах), если бы каждый раз хулиганы получали отпор. Но мы все боимся. За себя. За своих детей. А может, пора перестать бояться?

Павел ВАСЮЧЕНКО, Минск.



Настоящий учитель не будет преподавать "как-нибудь"

Мы являемся постоянными читателями "СБ", разделяем ее оценку многих событий, поэтому были несколько удивлены письму "Учим или мучим", помещенному в номере за 28 мая.

Больше всего поражает гневный тон автора, бесконечные "оттуда", "там", "какой-нибудь проверяющий"... Досталось в письме ученикам, за судьбу которых так беспокоится А.Дерех, мол, "бездельники", "лодыри", "треплют учителю нервы", "за что им надо ставить 1 балл". Эту "безликую серую массу, не желающую ни учиться, ни работать" приходится "пасти" учителям. Но ведь и им (кстати, коллегам автора) тоже досталось. Уроки педагогов, совершенствующих свое мастерство, она называет "уроками лицемерия", за которые они получают материальное вознаграждение. Методическую работу считает "развлечением". Трудно оставаться равнодушными, прочитав этот гневный выпад.

Естественно, в период реформирования школы учитель сталкивается с дополнительными трудностями. Но ведь мы видим позитивные стороны реформы, направленные на развитие личности ребенка. Как можно согласиться с мнением учителя Дерех, что все учащиеся - лодыри?! Лично мы наблюдаем у своих подопечных большое желание учиться, констатируем высокие результаты в овладении разными предметами. Есть ребята, которыми по праву гордятся и родители, и наставники. Дополнительные трудности вносит 10-балльная система оценки знаний учащихся. Но она же позволяет снять синдром тревожности и неудовлетворенности у ребят (я учил - получил "четверку", он - списал и... "отлично"), поощрить творчески работающих детей.

Нам трудно судить, какие дидактические материалы, методические пособия разработала А.Дерех, но весь материал по внедрению 10-балльной системы мы получили в августе прошлого года, а на сегодняшний день имеем образцы разноуровневых заданий, одобренных Министерством образования страны, работниками АПО.

И еще. Учитель, работающий для ребенка, никогда не позволит себе учить "чему-нибудь и как-нибудь".

Педагогический коллектив комплекса

Освейская БШ-сад Осиповичского района Могилевской области.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter