Особая маркировка, которая сообщает водителю и пешеходу определенную информацию, на автомобильных трассах используется уже больше века. С ее помощью на дорогах обеспечивается порядок. Как правило, после зимы такая разметка нуждается в обновлении. В этом году работники коммунального унитарного предприятия «СМЭП Мингорисполкома» нанесут на столичных улицах более 350 тысяч квадратных метров информативной маркировки. Мы узнали, какие материалы будут использоваться, где разметку обновят в первую очередь, а также сколько средств на нее тратится.
Наносить дорожную разметку можно только при среднесуточной температуре не ниже 5 градусов и влажности воздуха не выше 80 процентов.
Зебры станут белее
К дорожной разметке относятся штрихи, разделяющие полосы, стрелки, зебры, зеленые велопереезды, надписи «Школа», «Трамвай», «Сними наушники» и другие. Для их нанесения на дорожном полотне со старым покрытием используют эмаль белого, желтого, красного и зеленого цветов. На новом асфальте — более долговечные холодный и горячий пластик таких же цветов. Гарантия на разметку эмалью — полгода, пластиком — три.— Каждую весну в начале апреля наше предприятие начинает наносить дорожную разметку в Минске. Большой объем наносится эмалью. Этого материала приобрели на сумму 1,5 миллиона рублей. А на закупку всех материалов потратили около двух миллионов. Отмечу, что все дорожные надписи являются светоотражающими. Для этого в химический состав материалов добавляют специальные стеклошарики, которые обеспечивают светоотражение в ночное время, — говорит заместитель директора — главный инженер КУП «СМЭП Мингорисполкома» Илья Моховиков.
У предприятия есть 24 экипажа техники. Шесть из них предназначены для нанесения дорожной разметки пластиком: два — холодным пластиком, четыре — горячим. Оставшиеся 18 экипажей рисуют разметку эмалью.
— За один рабочий день у нас расходуется 4 тонны краски. А в год — более 100 тонн холодного и горячего пластика, — продолжает собеседник.
Износ разметки зависит от интенсивности движения транспорта. В Минске она большая — в день проезжают более 10 тысяч автомобилей. Как правило, к 3 июля вся дорожная разметка нанесена.
— Но город живет: где-то меняется асфальтобетонное покрытие, в других местах выполняется поверхностная обработка… После всех этих работ мы снова наносим дорожную разметку. Так трудимся до конца октября, — добавляет Илья Моховиков.
У предприятия есть 24 экипажа техники.
Помощники водителей
Наносить дорожную разметку можно только при среднесуточной температуре не ниже 5 градусов и влажности воздуха не выше 80 процентов.— Если эти показатели не соблюдать, то гарантийные сроки эксплуатации материалов не будут выдерживаться. Краска начнет плохо укладываться, растекаться. Кроме того, перед ее нанесением устраняется ямочность, асфальт промывается от соли.
В первую очередь дорожную разметку обновляют в центральных частях и каркасных улицах города. После этого перемещаются в спальные районы.
— Наши сотрудники уже выехали на столичные проспекты Победителей и Независимости. Начались работы на улицах Интернациональной и Энгельса. Мы зависимы от погоды, поэтому всегда составляем план работ только на ближайшие несколько дней.
Все дорожные надписи являются светоотражающими. Для этого в химический состав материалов добавляют специальные стеклошарики, которые обеспечивают светоотражение в ночное время.
По словам собеседника, работники предприятия не только наносят, но и удаляют дорожную разметку:
— Делаем это, если на каком-то участке вносятся изменения в организацию дорожного движения. Используем специальное приспособление — демаркиратор. С помощью крутящейся фрезы он счищает краску и пластик с асфальта бесследно.
Чтобы посмотреть, как ведутся работы по обновлению дорожной разметки, отправляемся на пересечение улиц Интернациональной и Янки Купалы. Здесь бригада из трех человек уже нанесла несколько стрелок, обозначила регулируемый пешеходный переход и велодорожку. Чтобы не затруднять движение, перекрыта только одна полоса. Мастера трудятся по ходу движения машин.
— Есть два вида разметки: продольная и поперечная. Сейчас мы наносим поперечную. Наносить на улице одновременно два вида разметки невозможно, потому что в таком случае остановится движение. Однако в ночную смену можно задействовать несколько экипажей одновременно, — поясняет водитель разметочной машины Александр Рудый.
В первую очередь дорожную разметку обновляют в центральных частях и каркасных улицах города. После этого перемещаются в спальные районы.
В ТЕМУ
Денис ЛИВАНОВИЧ, заместитель начальника ГАИ ГУВД Мингорисполкома:
— Для повышения внимания пешеходов дорожную разметку продолжат наносить на тротуарах в Минске. По инициативе столичной ГАИ в нынешнем году экспериментальную разметку в виде надписей с призывами «Сними наушники», «Будь осторожен», «Дождись зеленого», «Посмотри по сторонам» и «Остановись, посмотри, послушай» нанесут более чем в 30 местах улично-дорожной сети. В частности, подобные обращения разместят на тротуарах около учреждений образования, которые расположены вблизи проезжей части.
На данный момент сотрудники дорожной милиции во время социального раунда «Каникулы в безопасности» проводят мониторинг территорий, прилегающих к школам и гимназиям и другим объектам с массовым пребыванием детей. Инспекторы обращают внимание на то, как организовано движение учащихся по маршруту «дом — школа — дом», в каком состоянии находятся дорожные знаки и разметка, пешеходное ограждение, другие технические средства организации дорожного движения. По итогам обследования будут определены конкретные места нанесения надписей.
Дорожная разметка важна для повышения безопасности движения. К слову, с 2002 года количество погибших в ДТП на дорогах Минска снизилось почти в семь раз. Принятая концепция «Добрая дорога» позволила городу достигнуть показателей дорожного движения, которые характерны для европейских столиц с низкой аварийностью.
КОММЕНТАРИЙ
Анна КУРИЛЕНОК, пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:
— В этом году на более 25 тысячах километрах автомобильных дорог запланировано нанесение 35 503 километров линий дорожной разметки. Республиканские предприятия автомобильных дорог уже приступили к выполнению работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки. В соответствии с предусмотренным финансированием республиканским бюджетом на 2023 год будут выполнены ремонт и реконструкция около 450 километров республиканских дорог и 2090 погонных метров дорожных сооружений на них.
В настоящее время планируется дополнительное выделение средств республиканского бюджета, которое позволит дополнительно отремонтировать 482 километра республиканских автодорог и 440 погонных метров мостовых сооружений на них.
К основным дорожно-строительным материалам, используемым при ремонте республиканских автомобильных дорог, можно отнести щебень разных групп и фракций, битум и битумные эмульсии, асфальтобетонные и другие типы смесей, разметочные эмали (краски), термопластики и пластики холодного нанесения.
semenkova@sb.by