«Белые воротнички»

Собкор «СБ» испытала на себе, легок ли хлеб офисного менеджера
Собкор «СБ» испытала на себе, легок ли хлеб офисного менеджера

Что мне нравится в менеджерах частных фирм, так это неизменная улыбчивость, искреннее сочувствие в глазах и отсутствие обеденных перерывов, если на горизонте появился клиент. Может быть, и обижает их владелец, и униформу не выдает, и деньги в конверте платит, только все свои беды эти труженики офисов — престижная каста «белых воротничков» — удачно прячут за голливудской улыбкой. Но с другой стороны: всегда прилично выглядят, чашечка кофе под рукой, люди, опять же, вокруг — не дадут заскучать. Приятная непыльная работа. Так, по крайней мере, мне казалось, пока не решила попробовать себя в роли офисной работницы.

Полюби компанию, как мать

Название «менеджер» мне, к примеру, больше нравится, чем «высококвалифицированный продавец». Есть, согласитесь, в этом слове некий импортный лоск. Поэтому стажироваться в гомельскую строительную компанию с 9–летней историей, где трудится около 70 человек, я шла именно менеджером по продажам, представляя, как буду стучать пальчиками по компьютерной клавиатуре, мило ворковать с клиентами, сдувать пылинки со своего делового пиджачка. Короче, ничего общего с кирпичами, цементом и столярной стружкой. Так оно и вышло. Пока я жала на кнопку звонка глухо закупоренной двери офиса, успела обрадоваться вывеске: «Рабочий день: с 8.30 до 17.30 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00». Все–таки не тираны, а ведь сколько слышала ужасов: сверхурочный труд, копейки платят...

— Спеть что–нибудь или прочитать стих сможете? — с ходу и как бы между прочим поинтересовался глава компании, с интересом посматривая то ли на меня, то ли на экран работающего телевизора.

— Простите?..

— Да вы не волнуйтесь, — оживился руководитель, по–детски радуясь произведенному эффекту неожиданности. — Мастерство оцениваться не будет. Это проверка на комплексы. Вам же с клиентом работать, налаживать контакт. А он разный бывает. Правильно? Только он всегда прав, даже если не прав совсем. Вот у нас директор магазина повысила голос на посетителя — и тут же была уволена. Вы должны чувствовать настроение клиента, полюбить его в принципе, полюбить продукцию, которой торгуете, нашу компанию полюбить тоже.

— Прямо неловко спрашивать, но за что я должна полюбить компанию?

— А вы можете объяснить, за что любите маму? — директор смотрел на меня почти нежно и торжествующе одновременно, потому что знал: ответить я не могла.

Как, впрочем, и на вопрос стандартной анкеты, которая здесь выдается каждому кандидату: «Чем вы можете быть полезны нашей компании?» А действительно, чем я, впервые услышавшая о крепежной системе, постформинге, скинале и других «примочках», без которых немыслима современная мебель, могла быть полезна?

Кроссовки снять.

Каблуки надеть

В центральном офисе — тишина, и только музыка льется из компьютерных динамиков: разрешено «для атмосферы». Огромная комната, где столов и кресел больше, чем людей. На центральной стене ряды дипломов и грамот. Вокруг одни девушки — симпатичные страшно, в мини–юбках. Глава компании уточнил: предпочтителен деловой стиль, и никаких спортивных «прикидов». Пришла как–то сотрудница в костюме с надписью «СССР» на всю грудь и в кроссовках. Получила замечание.

— Вы к нам работать? А кем? — первой не выдержала бухгалтер Наташа, экспрессивная барышня в топ–кофточке.

— Да вот менеджером по продажам. У вас тут строго?

— Лучше не опаздывать. Если что, обязательно предупреждать. Иначе можно и без работы остаться. Два выговора с занесением в личное дело — и прощай.

Оказалось: строгость — ну прямо биографическая. Глава компании (он частенько рассказывает сотрудникам эту историю) когда–то работал мастером на подшипниковом заводе, а у него в подчинении был токарь, уже пожилой мужчина. Так вот, этот токарь всегда приходил за полчаса до начала рабочего дня и становился к станку минута в минуту. Потому что в 1949 году, когда было ему 15 лет, его за опоздание на 15 минут упекли в тюрьму. Прямо мороз по коже от таких рассказов.

— Да не пугайтесь вы! Зато у нас, кроме обеденного часа (кухня здесь же), есть два технических перерыва по 15 минут, на перекуры. Это директор из Германии «привез». Народ меньше курить стал, — вздохнули, видно, курящие сотрудники и опять зашуршали бумажками. Быть занятым — тоже обязательное условие. Даже если работы нет.

Вспомнить все... за 3 минуты

Бегать за мной по пятам и учить уму–разуму явно никто не собирался. У каждого своя трудовая вахта, от которой зависит заработок. Но меня мучили десятки вопросов: кому и что предлагать, какие цены называть. А офис–менеджер в командировке, единственный менеджер по продажам Оксана тоже новенькая. Я нагло потянулась к коллеге по бизнесу, отметив: девушка спокойная, не пошлет, даже если достану расспросами. Оказалось, Оксана до прихода сюда работала в магазине ритуальных услуг, так что терпения и сочувствия у нее — воз и тележка. А еще она заочно учится на маркетолога. «И фирма не против?» — я же слышала, что бизнесмены не любят студентов.

— Что вы, директор даже приветствует! — возмутилась Оксана. — Говорит, ты на две недели уйдешь на сессию, но вернешься с чем–то в голове, а неученому сотруднику мне придется то же самое месяц втолковывать. Директор у нас — за самосовершенствование.

Оксана хлопнула передо мной пачкой каталогов и подсунула связку бирочек разных цветов, больше похожую на четки: «Бери вечером домой и учи. Иначе толку не будет. На вопросы клиента нужно отвечать четко. Тут одних цветов 31 наименование. Веришь, многих не знала. Неделю заучивала». За первые рабочие часы я успела «повисеть» на телефоне с Оксаной, обзванивавшей мебельные фабрики и предпринимателей. Правда, у меня явно не получалось с такой скоростью выдавать информацию о достоинствах фирмы, а директор настаивает: за 3 минуты (пока клиент способен слушать) надо сказать все. Оксана же, говоря не своим, а каким–то киношным голосом, бойко «щелкала» службы сбыта, радуя их невероятно «низкими ценами и высоким качеством». «Главное — не обманывать, — шептала мимо трубки менеджер. — Иначе второй раз к тебе не придут, а дурная слава пойдет. Сколько той Гомельской области!»

— Ну все, побежала факс отправлять, а через несколько дней закрепим успех, — довольная напарница упорхнула к аппарату. Я же уныло смотрела на цветные бирки, представляя, как по ночам буду класть их под подушку, чтобы лучше запомнить. Первые месяцы мне точно не висеть на доске Почета, которую глава компании собирается завести. Оказывается, в прошлом он еще был профсоюзным лидером и за годы работы в частном бизнесе окончательно убедился: доброе слово и кошке приятно, а уж человеку вид личного фото только наращивает производственные крылья. Что бизнесмену, собственно, и нужно. По блату, как мне сказали девчонки, глава компании на работу никого не берет. А вот если сотрудник нарушил порядок, то увольняет исключительно «по статье».

No smoking!

Строительная компания, пусть и признанная лучшей в 2004 году, еще не образец трудовых отношений, решила я и отправилась ходить по фирмам. Теперь могу поделиться впечатлениями, нажитыми непосильным менеджерским трудом.

В страшно известной иностранной компании, торгующей автомобилями, мне предложили заполнить анкету. Как определил один мой товарищ, «совершенно садист-

скую». Нанимателя очень интересовало, что я думаю о смысле жизни, есть ли у меня мечта, какую книгу прочитала недавно. «У–у, капиталисты, душу хотят вывернуть наизнанку», — анкету я прямо–таки с наслаждением опустила в урну и двинула в самую раскрученную в Гомеле туристическую фирму.

В теплом офисе — с верблюдами и пирамидами на стенах — на меня с надеждой смотрели восемь пар глаз: «Клиент!» Легкое разочарование наступило после: «Искатель работы». Здесь, впрочем, в менеджере не нуждались, но как журналисту (мне пришлось раскрыться, чтобы опровергнуть подозрения в происках конкурентов) разрешили вникнуть в курс дела. Если бы курила, точно прогнали бы. Директор турфирмы, в прошлом баскетболист, курильщиков категорически не приемлет: «Мы за здоровый образ жизни, а от них никакой работы — одни перекуры». Поэтому чай клиентам — только зеленый, кофе — только натуральный молотый. «Уровень компании иного не позволяет. А девиз у нас такой: готовить клиента к худшему, чтобы, оказавшись в другой стране, он приятно удивился», — это руководитель компании перенял, стажируясь в Америке. Тирании никакой: уходи в любое время, хоть обед в расписании не оговорен. Девочки–менеджеры растолковали: от количества клиентов зависит зарплата. Хочешь жить — крутись. В сезон, а дело идет к нему, работают чуть ли не круглосуточно. За хорошую работу, помимо зарплаты, владелец может поощрить бесплатной поездкой в какую–нибудь экзотическую страну. Но чтобы достичь уровня классного менеджера, нужно «положить» годы. Недавняя выпускница туристического факультета Алеся за раз может выдать названия полусотни турецких отелей, описав даже расположение тумбочек в номерах, но это всего лишь азбука турбизнеса. Самое главное — убедить клиента в том, что именно это ему сейчас нужно.

...А еще я навела справки о нюансах работы менеджеров частной бани, телефонной компании, архитектурного салона и уяснила: у каждого владельца свои заморочки, навеянные трудными годами в бизнесе. Но инициатива и талант, как правило, оцениваются. Кто не слишком жадничает при выдаче зарплаты и не обманывает — располагает толковыми специалистами. На них только и держится успешная коммерция. Это в бизнесе уже поняли. Поэтому текучку кадров нормальные предприниматели считают ужасным пороком и первым признаком дела, которое поживет, быть может, счастливо, но очень недолго.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter