Белые пятна в коротких биографиях

А   ведь   ребенку   для   счастья   нужно   так   мало:   любящие   папа   и   мама, возможность   учиться    и   теплый, уютный   дом

А   ведь   ребенку   для   счастья   нужно   так   мало:   любящие   папа   и   мама, возможность   учиться    и   теплый, уютный   дом

— Моя мама пила, бутылки под столом валялись, поэтому я здесь, — смущенно призналась семилетняя Саша и тут же с надеждой добавила: — Но скоро меня заберут домой… 

В Лепельском детском социальном приюте ребята живут в течение нескольких месяцев. В это время их родители проходят курс комплексной реабилитации. Иногда его вынуждены повторять снова и снова. Но даже у самой неблагополучной семьи есть шанс исправиться. 

Соцработники собирают информацию о ближайшем окружении «проблемных» пап и мам. Выясняют, кто может благотворно на них повлиять. Затем заключается своего рода договор. Приют оказывает материальную, педагогическую и психологическую помощь. Родители же обязаны трудоустроиться, закодироваться от алкогольной зависимости, привести в порядок жилье. На первый взгляд, кажется, все подчинено строгому алгоритму. Он действительно существует. Но каждый случай требует особого внимания. 

— Обычно люди пьющие чувствуют себя неловко, пытаются что-то приукрасить, скрыть негатив, — делится опытом социальный педагог Елена Спиридова. — Агрессивно настроенных почти нет. Некоторые, наоборот, пугаются. Думают, к ним пришли из милиции и потом будет суд. Но мы не выносим приговоров, а в нас должны видеть союзников. Цель одна — вернуть ребенка в родную семью. 

В основе методики — беседы. Однако моралей никто не читает. Многие родители довольны своей жизнью и не хотят ее менять. Нравоучения тут не к месту. Главное, чтобы человек поверил: у него хватит сил справиться с бедой. 

Эффективность такого подхода подтверждает практика. В прошлом году домой возвратились 54 ребенка. А в интернат пришлось отправить только двоих. 

Реабилитацией детей занимаются отдельно. Как правило, мальчики и девочки поступают в приют с задержкой психического развития, значительными пробелами в детсадовской или школьной программе. 

— Да что там говорить! — сокрушается воспитатель Наталья Глинская. — Некоторые понятия не имеют, зачем зубная щетка нужна. Смеются, когда видят полотенце для ног: дескать, у нас вся семья одним обходится. 

Зачастую обыкновенные вещи для этих детей — открытие. Первое время один из малышей безумно радовался тому, что в коридоре включается свет. Но через два-три месяца дети полностью привыкают к новым условиям. Стараются поддерживать порядок, мыть посуду. Они, вообще, у нас очень трудолюбивые. Всегда готовы помочь нянечке, повару. А с каким удовольствием за клумбами ухаживают! 

К сожалению, справиться с такого рода белыми пятнами не так легко. Чем старше ребенок, тем сложнее ему догонять сверстников. Многое, конечно, зависит от желания. Если кто-то появлялся в школе только ради обеда, то другие пытались учиться, несмотря ни на что. 

Работников приюта удивила восьмилетняя Кристина. Когда в доме отключили электричество, она перебралась делать уроки на веранду — там было немного светлее. Сама готовила, убиралась и даже присматривала за спивающейся матерью. Подобных примеров немало. Нередко на хрупкие детские плечи ложится забота о младших братьях и сестрах. Ребята рано взрослеют, оставляя присущие их возрасту игры и забавы. 

Побывав в приюте, многие раскрепощаются, становятся более общительными. Посещение концертов в районном Доме культуры, экскурсии, занятия по вышивке и вязанию… Но, как и прежде, последнее слово за семьей. Отважатся родители начать трезвую жизнь — значит, проделанная работа не пропадет даром. Если нет — приобретенные ребенком знания будут безнадежно утеряны. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter