Белые пятна на «сотовой карте»

Cотовые операторы не забывают ежемесячно демонстрировать прекрасные финансовые результаты и рост капитализации своего бизнеса. Однако о качестве связи «продавцы эфира» до недавнего времени предпочитали подробно не распространяться

Cотовые операторы не забывают ежемесячно демонстрировать прекрасные финансовые результаты и рост капитализации своего бизнеса. Однако о качестве связи «продавцы эфира» до недавнего времени предпочитали подробно не распространяться. Понятие «качественный» идентифицировалось с таким показателем, как зона покрытия. С одной стороны, это справедливо — чем больше базовых станций установил каждый из операторов, тем меньше белых пятен на «сотовой карте» республики и лучше «мобильный» сигнал. Между тем качество связи — понятие универсальное. И в зависимости от ситуации оно может обыгрываться по-разному.

Например, с точки зрения абонента, эта категория очевидна: если в трубке «квакает» и если невозможно никуда дозвониться или принять звонок, то услуги оператора по умолчанию считаются плохими. А вот операторы указывают, что под качеством их работы все же стоит понимать иные категории — площадь зоны покрытия, количество центров обслуживания абонентов и емкость коллективных центров. Других количественных характеристик качества операторы, как правило, избегают. Такие показатели, как доля неуспешных вызовов, доля вызовов с преждевременным разрывом установленного соединения или хотя бы количество сот, подверженных пиковым перегрузкам, не афишируются, являясь их внутренней статистикой «для служебного пользования». 

Первой из четырех операторов сотовой связи Беларуси на обнародование своих качественных характеристик решилась компания «Мобильные ТелеСистемы». На встрече топ-мене­джмента МТС с журналистами руководство компании попыталось развеять миф о якобы неудовлетворительном качестве связи в сети оператора. 

По словам замгендиректора по техническим вопросам СООО «МТС» Сергея Буденного, качество связи прежде всего стоит оценивать по проценту удачно установленных соединений. Этот показатель рассчитывается очень просто: число удачных звонков соотносится с количеством попыток дозвониться. В МТС этот показатель составляет 99,1 соединения при норме в 95. Вторым показателем качества считается процент обрывов соединений по различным причинам. Согласно статистике в МТС этот индекс равен 0,33 % при норме в 1,5 %. 

Что же касается зоны покрытия оператора, то в настоящий момент 2563 базовые станции компании установлены в 733 населенных пунктах страны. Таким образом, сеть МТС покрывает 71 % территории Беларуси. Еще год назад около 20 % устанавливаемых базовых станций уходило на покрытие новых зон. Но сегодня у МТС создан большой задел по емкости в крупных городах, поэтому оператор пересмотрел свою техническую стратегию — теперь до 50 % новых площадок под базовые станции компания намерена использовать для расширения территории покрытия. 

Главный конкурент МТС — компания Velcom — основные качественные характеристики своей работы пока замалчивает, но статистика по зоне покрытия у него является открытой. Связь доступна жителям всех районных центров, городов и крупных населенных пунктов с численностью населения более 3 тысяч человек. Зона действия сети Velcom охватывает более 78 % территории страны, на которой проживает более 93 % населения. При этом связь обеспечивают 15 762 приемопередатчика, установленных в 674 населенных пунктах по всей республике, в сети работают 1873 базовые станции, а также 8 коммутаторов: 3 в Минске и по одному в каждом областном центре. Третий GSM-оператор пока заметно скромнее своих коллег «по цеху». В настоящий момент в сети «БеСТ» работают 202 базовые станции, покрывающие только 2 % территории страны, на которой проживает около 46,2 % населения. В течение 36 месяцев с даты получения лицензии на право осуществления деятельности в области связи этот оператор должен покрыть территорию, где проживает 90 % жителей Беларуси, а до конца 2014 года ЗАО «БеСТ» ставит своей задачей обеспечить предоставление услуг сотовой связи на территории всех населенных пунктов. 

В белорусском сегменте сотовой связи появилась еще одна тенденция: по количеству абонентов мобильный рынок подходит к насыщению и при жесткой конкуренции операторы начинают искать пути взаимодействия в разных сферах для минимизации издержек эксплуатации сети. Так, в начале своего развития операторы старались строить собственные вышки для размещения базовых станций и не хотели делиться местом. Напротив, на Западе многие операторы чаще всего «сидят» на одной вышке — это выгоднее. К совместному построению инфраструктуры перешли и отечественные компании. Уже несколько лет сотовые операторы, особо это не афишируя, совместно используют площадки под базовые станции. Так, вышка с передатчиком стоит в среднем $ 0,2 млн., причем стоимость электроники составляет только половину этой суммы, остальные затраты приходятся на металлические конструкции мачты — $ 50—60 тыс. плюс расходы на ее монтаж. По мнению экспертов, аренда «позиции» для одной базовой станции обходится оператору в среднем в $ 10 тыс. в год. 

— Сотрудничаем по системе взаимозачетов, — отметил Сергей Буденный. — Если, скажем, Velcom ставит в этом году 100 вышек и приглашает нас, мы в ответ также предлагаем этому оператору разместить свои базовые станции на наших вышках. 

В компании «БеСТ», которая позже всех пришла на рынок, также отмечают свое стремление к кооперации с другими операторами. «Сейчас и с Velcom, и с МТС у нас идет процесс переговоров и обмена официальными письмами с целью договориться о совместном использовании базовых станций. Пока все на уровне устных договоренностей», — прокомментировали в «БеСТ». 

А вот на предоставление друг другу в некоторых случаях каналов связи для передачи данных наши операторы пока не договорились. Одна из причин: такое сотрудничество противоречит белорусским лицензионным условиям. Между тем подобный опыт у мировых GSM-операторов уже есть. Немецкие, индийские и датские компании давно договорились, что в случае серьезных аварий в одной из сетей обслуживать ее абонентов будут в другой сети. К примеру, если произойдет сбой в системе мобильной связи на значительной территории, исходящие и входящие звонки для абонентов одной компании будут передаваться через сеть ее партнера. При этом абоненты пострадавшей сети не заметят никакой разницы в обслуживании, за исключением того, что на дисплеях их телефонов появится логотип другого оператора. Никакой дополнительной оплаты при этом с абонентов взиматься не будет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter