Белые лилии, будто со свадебного платья…

На этот раз у автолавки выстроилась небольшая очередь. Я предложил двум женщинам из соседнего поселка, которые о чем-то оживленно разговаривали, пройти вперед. Дескать, мне торопиться некуда, да и пришел только за свежим хлебом. Сельчанки поблагодарили меня и продолжили беседу.

— А Костик Нинкин молодец, от такой тяжелой болезни вылечился. Жаль, что так и не женился, — сказала одна другой.

Зазвонил мой мобильник, и я отошел в сторону. Фразу о некоем Косте, услышанную у автолавки, вспомнил только вечером, когда, сидя в беседке, ужинал сырниками с любимым чаем. Можно было пройти метров сто до хутора Павла и расспросить его об утреннем разговоре, но сосед наверняка уже засел у телевизора. Зачем отрывать его от занимательного сериала? Время терпит…

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Утро выдалось хотя и пасмурным, но тихим и теплым. Сходил на озеро со спиннингом и вернулся с увесистой, килограмма на два с лишним, щукой. Павел косил траву у дома, когда я принес ему улов.

— Это тебе на котлеты. В обмен на информацию, — сказал я. Сосед оценил гостинец.

Знатные будут котлеты, — произнес бывший повар одного из фешенебельных латвийских ресторанов. — И что за информация, Иванович, тебе нужна?

Рассказал соседу о вчерашнем разговоре у автолавки. Павел не сразу понял, о чем я спрашивал его, но спустя минуту, словно обрадовавшись, что память его не подводит, произнес:

— Ступай к себе в беседку и приготовь кофе, а я вот-вот закончу косить и минут через пятнадцать приду. Расскажу о Нинке, и не только о ней.

Так я узнал эту на первый взгляд незамысловатую историю. Нина Федоровна была учительницей начальных классов в деревенской школе. Серьезная красивая женщина. Как нередко бывает в подобных случаях, нарвалась на проходимца. Наобещал всего, а узнав, что Нина забеременела, просто сбежал. Она и не пыталась его отыскать. Сама растила Костика. Паренек рос здоровым, энергичным, но беда подкралась непонятно откуда. Признаки довольно редкой болезни проявились впервые в седьмом классе. Тогда мальчика отправили в санаторий для подростков с заболеваниями легких. Там он и окончил школу.

Что тебе еще рассказать? — спросил Павел, допивая последний глоток кофе из чашки, в которую я тут же подлил еще крепкого напитка из термоса. — Нина так замуж и не вышла, хотя мужчины, как я знаю, к ней сватались. Мне она тоже нравилась, но ты же знаешь, Иванович, как я ценю свободу.

Сосед похвалил кофе и добавил:

— Костя оказался толковым мужиком. Говорят, работает в каком-то научно-исследовательском институте. Вроде как вылечился от той болезни, но не женился, хотя годков ему немало стукнуло. Так что, похоже, не видать Нинке внуков как своих ушей.

После рассказа Павла для меня многое все равно осталось неясным. Как удалось ему избавиться от коварной болезни? Что интересного происходит в его личной жизни?

Как нередко со мной случается, удача сама пришла в руки. Скорее, приплыла. Неподалеку от моего мостика к берегу причалил рыбак на резиновой лодке. Что-то подсказало мне, что это тот самый человек, которого ищу. Сходились и приметы, о которых упомянул Павел: невысокого роста, худощавый, с аккуратной бородкой.

Мы познакомились. Константин Петрович сказал, что тоже хотел со мной встретиться на рыбалке. Мать, по его словам, немало рассказывала обо мне интересного. Я пригласил Константина на следующий день в гости.

Когда новенькая иномарка остановилась у ворот усадьбы, я понял, что зря размышлял о том, что предложить Косте — коньяк или виски. Понятно, что за рулем он пить не будет. Дело даже не в том, что можно попасться на глаза сотрудникам ГАИ: на местных дорогах частенько встречаются стайки косуль, кабаны. Выходят на проезжую часть и лоси.

В этих местах не принято приходить в гости с пустыми руками даже к соседям, а уж тем более к людям малознакомым.

— Мать передала вам баночку маринованных маслят, — сказал Константин. — Говорила, эти ваши любимые. И откуда они тут все про всех знают? — с красивой улыбкой произнес гость.

Я действительно люблю эти грибы за их нежность и тонкий вкус, а потому тут же настроился их попробовать.

Лето близилось к концу, но на деревьях все еще господствовали зеленые листья, а разнотравье на соседнем лугу подолгу держало в воздухе свой стойкий аромат.

Мы пили крепкий зеленый чай с сыром и говорили о рыбалке.

— Я не люблю рыбачить в конце этого озера, где не раз видел вас, — сказал Константин Петрович. — Возможно, рыба и хорошо клюет, но мне не нравятся белые лилии, которых там много. Зловещие цветы…

— Чем они вам не угодили? — пожал я плечами. — Цветы как цветы…

Константин Петрович долго молчал, словно раздумывая, стоит ли посвящать меня в эту непростую историю. Затем разговорился.

С Илоной, которая, как и он, была подвержена заболеваниям легких, Константин познакомился в том интернате, где учился и проходил лечение. У парня дела с выздоровлением шли лучше, а вот девушка даже после выхода из этого учреждения должна была оставаться под наблюдением врачей. Когда Костя стал студентом, молодые люди на какое-то время расстались. Однако привязанность друг к другу только окрепла. Он уже трудился над диссертацией в НИИ, где оказался после окончания аспирантуры, она работала в крупной библиотеке. Молодые люди стали готовиться к свадьбе. Костя уговорил невесту на экскурсию в свадебный салон, где Илона присмотрела бы для себя платье. На одном из них, которое больше всех понравилось девушке, парень впервые и увидел лилии. Эти цветы позже стали ему ненавистны.

Словно с них и начались все беды. Костя заметил в глазах любимой женщины тоску и даже тревогу. Она не торопилась делиться с ним своими подозрениями, но сама все чаще убеждалась в том, что коварная болезнь возвращается. Обследование в специализированном учреждении подтвердило догадки. Девушка стала думать, как отдалить от себя Костю. Понятно, что сделать это было непросто. Благо вскоре он узнал о причинах такого поведения невесты. Молодые люди решили не сдаваться и настроились на борьбу с болезнью, которая, к сожалению, приняла  еще более беспощадную форму. Временами казалось, что удается выйти на нужное направление в формуле лечения, и тогда оба с надеждой смотрели в будущее. Но что-то, видимо, пошло не так.

По служебным делам Константин Петрович должен был отправиться на несколько месяцев в командировку в африканскую страну. Когда вернулся, узнал скорбную весть. Во время обострения болезни организм Илоны не выдержал, и она умерла. От родного брата невесты Константин узнал, что она незадолго до смерти вновь ходила в тот свадебный салон — полюбоваться так понравившимся ей нарядом. С той поры мужчина обходит стороной эти магазины, а лилии, увиденные когда-то на платье, вызывают у него малообъяснимую неприязнь.

— Конечно, в последующие годы у меня были отношения, — закончил рассказ Константин Петрович. — Но до свадьбы больше никогда ни с кем не доходило. Надо признать, что и сами женщины каким-то своим внутренним чутьем замечали во мне этот изъян, то есть какую-то боязнь узаконенных отношений, и не навязывали такого союза.

— То есть вы, Константин Петрович, профессиональный холостяк, — попытался пошутить я.

— Можно и так сказать, — согласился собеседник.

Я осторожно поинтересовался здоровьем гостя — не остерегается ли он, что болезнь, которая была у него в детстве, может вернуться в более зрелом возрасте. Константин Петрович сказал, что ведет здоровый образ жизни, ничем плохим не злоупотребляет, а потому уверен, что его иммунная система выдержит любую атаку на организм. В целом мне понравился гость своими взглядами на жизнь, уверенностью в себе и своих суждениях.

Однако все время, что мы увлеченно беседовали, меня не покидало странное чувство. Казались напускными и его само-

уверенность, и любование собой, даже попытка оправдать нежелание строить нормальную семью неким экскурсом в прошлое. Этим он почему-то не располагал к себе и не вызывал желание чем-то помочь или хотя бы что-то посоветовать. То есть, если говорить уж совсем прямо, мне не хотелось встретиться с ним снова и тем более подружиться. Откуда такое странное чувство? Я пытался отыскать его истоки, но не получилось.

Это произошло на следующий день, когда выехал на рыбалку и оказался в том самом конце нашего озера, где полно белых лилий. Они грациозно возвышались над водой и радовали глаз простотой и бесконечно щедрой красотой. Я понял, в чем главный изъян в характере таких людей, как Константин Петрович. Конкретно он пошел на поводу ситуативных заблуждений и не попытался строить жизнь на основе реальных проблем.
Красивый, здоровый мужчина мог бы взять себе в жены такую же красивую и крепкую, как он, женщину, которая родила бы ему детей. Они продлили бы весь его род, а в определенном смысле и его жизнь. Тут природа не придумала ничего серьезнее и мудрее. Вместо этого выдумал некую химеру о лилиях на свадебном платье и перевел свое заблуждение в романтическую сказку о прелестях холостяцкой жизни. Впрочем, вольному воля.
После рыбалки, почувствовав голод, вспомнил, что со вчерашнего дня в моем распоряжении банка маринованных маслят. Павел обещал сварить каши из перловки и гороха. Чудо блюдо, когда изготовлено в печи! Словом, отведу душу. И я активнее налег на весла.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter