Беларусь и Россия формируют совместную логистику с переориентацией на Глобальный Юг – Беляев

В условиях недальновидной агрессивной политики ряда стран Запада Беларусь и Россия ведут совместную деятельность по переориентации экспортных потоков и совершенствованию логистических маршрутов. Беларусь работает над созданием собственного торгового флота и совместно с Россией прорабатывает железнодорожные маршруты до портовой инфраструктуры. О важности совместных проектов Беларуси и России в сфере логистики рассказал декан факультета журналистики Белорусского государственного университета, политолог Алексей Беляев.

Алексей Беляев отметил, что основная логистика была создана еще в XIX веке и ею до сих пор пользуется Беларусь для взаимодействия с Россией:

– Давайте вспомним историю. В середине XIX века война заставила Россию провести у себя экономическую модернизацию. Знаменитая Крымская кампания середины XIX века привела к тому, что Россия потеряла свой парусный флот, ей был нанесен серьезный ущерб на политическом поле и в экономическом плане. Оказалось, что российская армия (армия тогдашней Российской империи) неэффективна в сравнении с армиями стран Запада. Это заставило построить сеть железных дорог, которыми до сих пор пользуется в том числе и Беларусь. Особенно это было важно для нас, для белорусских территорий, потому что вторая половина XIX века стала временем создания основных логистических маршрутов, которыми мы пользуемся до сих пор. Так вот в XXI веке мы пользуемся инфраструктурой, построенной в XIX веке. Сегодня, видимо, пришло время эту инфраструктуру серьезно расширить, дополнить. И это должна быть не просто проработка маршрутов. Речь идет о необходимости строительства новых магистралей стратегического значения.

Так, в условиях трансформации транспортных маршрутов Беларусь активно использует логистическую инфраструктуру России. Это уже позволило Минску в значительной степени компенсировать экспортные потери от незаконного закрытия западных рынков. Создание единой транспортной системы существенно повысит эффективность логистики и внесет значительный вклад в рост благосостояния граждан Беларуси и России. 

Беларусь экспортирует свою продукцию через 20 российских портов. В 2023 году Правительство нашей страны планирует осуществить перевалку через российские порты 17–18 млн тонн грузов (в 2022 году – 6,1 млн тонн).


Алексей Беляев отметил, что существует необходимость связать три крупнейших города в регионе – Москву, Санкт-Петербург и Минск – высокоскоростным железнодорожным сообщением, а также связать Россию с Китаем новыми железными дорогами.

– Таким образом, Россия и Беларусь должны получить выход через Каспийское море к Персидскому заливу по территории Ирана, – уточнил Алексей Беляев. – Мы тоже прорабатываем эти вопросы, и здесь очень много направлений. Мы видим, что сегодня вот именно война в прямом смысле этого слова заставила строить новые железнодорожные пути в обход Украины, где была прежняя инфраструктура, формировать новые логистические цепочки. Да, это вызовы времени, но мы на них отвечаем и как раз сегодня формируем альтернативную логистику, связанную с переориентацией на Глобальный Юг и уход от западного вектора и западного направления.

Именно в непростых внешних условиях Беларусь и Россия смогли в кратчайшие сроки переориентировать логистические маршруты Союзного государства и почти полностью заменить рынки недружественных государств дружественными и перспективными рынками стран Глобального Юга.  

– Нам сегодня важно также и черноморское направление, потому что через него проходит выход в Средиземное море и выход в Индийский океан через Красное море и Суэцкий канал, – добавил Алексей Беляев. – Но сегодня мы прорабатываем это, учитывая вызовы не только времени, но и глобальные, планетарные вызовы, связанные с климатическими изменениями. Беларусь и Россия, по сути, занимаются исследованием Арктики, прокладывают Северный морской путь, который тоже является работающей альтернативой. Здесь тоже задействована высокая технология ядерных реакторов для атомных ледоколов. Это позволяет прорубать пути.

Беларусь заинтересована в участии в проекте по развитию перевозок по Северному морскому пути на Дальний Восток, в Китай и другие страны Южной Азии. С помощью нового ледокольного флота Россия планирует довести объем перевозок по этому маршруту до 140 млн тонн в год.

По словам Алексея Беляева, в сфере логистики имеется много перспектив, но надо понимать, что меняется мир и климатические условия, которые ставят перед Союзным  государством новые задачи, которые обе страны совместно выполняют.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter