БелТА уполномочено заявить

Чем живет летописец истории белорусской государственности?

Чем живет летописец истории белорусской государственности?

Крупнейшее информационное агентство нашей страны в понедельник отметит 95-летие. По сей день неизменно сохраняя официальный статус, БелТА остается наиболее авторитетным источником оперативной информации как о деятельности высших органов власти Беларуси, так и жизни страны в целом. У агентства свыше семисот потребителей его информпродуктов во многих странах мира, а по цитируемости в сети интернет оно в числе лидеров среди информагентств стран СНГ. Журналисты «Народной газеты» отправились в БелТА, чтобы выяснить секрет превращения факта в новость.

Дмитрий ЖУК, генеральный директор Белорусского телеграфного агентства:

— Что такое новость для человека? Это факт, о котором он узнает из разных источников. Но надо понимать, что существует факт, а уже затем возникает отношение к нему — суждения, эмоции, комментарии экспертов. Так вот, мы делаем новости и работаем исключительно с фактами. Наш репортер должен быть непредвзятым и отстраненным звеном в передаче информации. Он должен оказаться в нужном месте в нужное время, увидеть и понять, что там случилось, вычленить самое главное и интересное и оперативно это изложить, сделав доступным для широкой аудитории.

Определенных нормативов у нас не существует, но обычно не более пяти — десяти минут проходит с момента свершения факта до его появления на нашей ленте. А затем уже возможно расширение этой информации, привлечение экспертных комментариев и т. д. При приеме на работу в наше агентство существует очень жесткий отбор. Во-первых, необходимо очень хорошее образование, эрудиция человека: он должен уметь ориентироваться в ситуации. Во-вторых, умение вычленить главное.

И в-третьих, абсолютная стрессоустойчивость. То есть на работу журналиста не должны никоим образом влиять никакие внешние факторы. Как правило, те, кто прошел школу информагентства, впоследствии могут работать в любом СМИ — в газете, журнале, на радио и телевидении.

Историческая роль

Первое в мире информационное агентство появилось в 1835 году во Франции. Оно возникло из парижского “Бюро переводов Гаваса”, задачей которого был оперативный перевод иностранной прессы для нужд местной периодики. Идея получила развитие, спустя два десятилетия в ежедневных газетах Парижа появилась рубрика “Сообщения телеграфного агентства”. Впрочем, просуществовало агентство “Гавас” лишь до начала Второй мировой войны.

История Белорусского телеграфного агентства началась 23 декабря 1918 года и продолжается по сей день. Но главное, пожалуй, даже не в этом, а в той уникальной роли, исполнить которую было предопределено историей и судьбой “белорусскому глашатаю”. БелТА стало, по сути, летописцем зарождения белорусской государственности — как в форме БССР в 1919-м, так и в виде уже полноценной суверенной и независимой страны в наши дни. Долгое время, сохраняя юридическую самостоятельность, оно работало в тесной координации с ТАСС. Кстати, называться так главное телеграфное агентство СССР стало лишь в 1925 году.

В ритме времени

С 1991 года БелТА — информационное агентство суверенной Республики Беларусь. Колоссальная машина по сбору и обработке новостей работает в режиме реального времени без перерывов и выходных, размещая новости на собственном интернет-сайте на русском, белорусском, английском, немецком и испанском языках. Это единственный в нашей стране государственный информационный онлайн-ресурс, размещающий информацию на обоих государственных языках Беларуси. Ежедневно БелТА готовит и распространяет до двух сотен информационных сообщений о важнейших событиях во всех сферах, действиях и решениях руководства страны и других структур власти, международных связях и контактах. А на базе новостной и фотолент выпускаются более пятнадцати ежедневных, еженедельных и ежемесячных вестников различной тематики. Среди белорусских СМИ агентство одним из первых начало осваивать новую компьютерную и цифровую технику, возможности интернета, которые произвели революцию в современной информационной журналистике.

Но даже это — лишь вершина айсберга. “Сегодня “в чистом виде” информационное агентство существовать не может, — говорит генеральный директор Белорусского телеграфного агентства Дмитрий Жук. — Поэтому

БелТА стало многопрофильным предприятием. Наше агентство издает еженедельник “7 дней”, выходящий тиражом около тридцати тысяч экземпляров, три журнала — “Экономика Беларуси. Economy of Belarus”, “Беларуская думка” и бюллетень Администрации Президента. Помимо этого у нас есть свои издательство и веб-студия. Благодаря такому разнообразию наши журналисты имеют возможность дополнительно реализовывать себя на различных направлениях. Конечно, мы много вкладываем в технологии, каждые полтора-два года идет обновление технических средств. И все же главное богатство агентства — сложившийся коллектив”.

Коллективная ответственность

О сотрудниках БелТА разговор особый. Любой газетчик множество раз наблюдал их работу: мероприятие еще в самом разгаре, корреспондент же информагентства уже вовсю молотит по клавишам своего компьютера или диктует по телефону то, что спустя считаные минуты появится на ленте новостей. И, несмотря на недюжинную стрессоустойчивость, искренне расстраивается, если на ленте других агентств новость оказывается хоть немного раньше. “Молодцы, конечно, — реагирует на это первый заместитель генерального директора БелТА Игорь Луцкий. — И все же порой важнее даже не то, чтобы новость появилась первой. Важнее ее качество, расширенный контент. Достоверность и наличие подробностей делают новость более привлекательной”.

Делают ее привлекательной и те, кто нажимает последнюю кнопку перед отправкой новости потребителю — группа выпускающих редакторов. Ведущий редактор Алина Шрубок работает в БелТА более тридцати лет, при этом суть ее работы не меняется: оперативность и качество актуальны для новостей во все времена. “Поэтому и подбор людей на должность редактора весьма тщательный: человек должен быть достаточно компетентным практически во всех сферах жизни, — говорит она. — За три десятилетия изменилось, пожалуй, лишь одно: путь прохождения информации от журналиста до ленты новостей стал короче, число промежуточных звеньев на нем сокращено до минимума. Поэтому выросла и ответственность “операторов кнопки выпуска”.

ОБЪЕКТИВный взгляд на мир

О том, что порой лучше раз увидеть, чем сотни раз услышать или прочесть, в БелТА знают не понаслышке. Расхожая поговорка здесь превращена в руководство к действию, причем также осуществляемое исключительно профессионалами. “Наши сотрудники с фотокамерой делают фоторепортаж, а не просят людей позировать, — подчеркивает Дмитрий Жук. — Все они имеют высшее образование, как правило, журналистское. У нас нет фотографов — есть фотокорреспонденты”.

И настоящие мастера своего дела, добавим от себя. Во второй половине двухтысячных Минск был украшен множеством ярких и креативных билбордов, один из которых вызвал немало добрых улыбок минчан и гостей столицы. На том плакате две молодые мамы катили в колясках своих малышей, лихо рассекая при этом на роликах. Автором этого снимка стал один из авторитетнейших фотокорреспондентов БелТА Геннадий Семенов. “Это было лето 2004-го, во Дворце спорта шла презентация Кубка Стэнли, — вспоминает он. — Вижу — на набережной Свислочи, неподалеку, катаются на роликах две девушки, толкая перед собой коляски. Никогда подобного я не встречал, предложил им стать героинями съемки. И получилось все замечательно, жаль только, что координаты не записал. А ведь было бы очень любопытно узнать о их судьбе”.

Профессиональная судьба самого Геннадия Николаевича три с половиной десятка лет связана с Белорусским телеграфным агентством. “Работа очень интересная, она открывает мир для фотокора, а тот увиденное — для всего мира, — смеется он. — За годы работы в БелТА и своя страна, и многие другие изъезжены вдоль и поперек. Удалось побывать даже в Австралии и трижды в Китае, не говоря уже о государствах СНГ и Европы. Готовил фоторепортажи в Индии, Канаде, США, на Лондон-ской Олимпиаде. Словом, новых впечатлений великое множество и все они немедленно становятся достоянием пользователей информпродуктов БелТА. Одно удручает: сегодня в работе современных фотографов все меньше места отводится творчеству. А ведь качественная фотография несет в себе не только изображение события, но и передает его настроение. Надеюсь, нам это удается”.

Наверное, с “НГ” согласится и большинство наших коллег: удается, причем на славу. Сегодня БелТА — это нескончаемая лента новостей, фотоснимков и других информационных продуктов. Сорок тысяч уникальных посетителей его сайта в день — лучшее подтверждение того, что работа главного информагент-ства страны весьма востребована как в Беларуси, так и за ее пределами. В том числе и “Народной газетой”, редакция которой искренне поздравляет Белорусское телеграфное агентство с предстоящим (послезавтра) 95-летием, желает дальнейшего творческого развития, профессионального подъема и еще множества достойных юбилеев в будущем.

Фото Владимира ШЛАПАКА /НГ/ и БелТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter