Беловежское чудо

Заповедные территории Беларуси – не для охоты, отметил на торжествах в Беловежской пуще Президент

Заповедные территории Беларуси – не для охоты, отметил на торжествах в Беловежской пуще Президент

Тысячи людей, среди которых были гости со всей Европы, в минувшую субботу отпраздновали в Национальном парке «Беловежская пуща» 600-летие ее заповедного статуса.

«Как каждый японец хоть раз в жизни должен взойти на гору Фудзияму, так и каждый белорус хоть один раз в своей жизни должен побывать в Беловежской пуще», — сказал, открывая торжества, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Но каким образом сохранилась пуща — этот удивительный памятник живой и растительной природы? Такой вопрос в этот день возникал у многих. Ответы на него можно было найти и без подсказки ученых. Беловежская пуща в минувшем тысячелетии оказалась на самой границе между двумя цивилизациями – западной и восточной. Их сосуществование на протяжении веков было далеко не мирным. Из-за постоянных войн и геополитической нестабильности здешним людям часто было не до расширения своих пашен за счет леса. Не только хозяйственную деятельность, но и проникновение завоевателей сдерживали непроходимые болота, примыкающие к огромным лесным массивам. Недоступность Беловежской пущи помогла сохранить ей свою первозданность, что по мере исчезновения естественных лесов в Европе делало ее все более привлекательной для сильных мира сего.

Первыми ее полноправными хозяевами стали польский король Ягайло и великий князь Великого княжества Литовского Витовт. По большому счету, именно их можно считать виновниками нынешних торжеств в национальном парке. Накануне Грюнвальдской битвы под их руководством в 1409 году в пуще велась большая охота с целью заготовки провианта для союзных славянских армий, разгромивших в решающем сражении тевтонских рыцарей. Установленный с той поры запрет на добычу дичи для простых смертных и стал считаться годом отсчета заповедности пущанского леса.

Об этом историческом факте накануне юбилея в СМИ говорили и писали много, но именно в дни празднования он приобрел новое перспективное звучание в связи с предстоящим 600-летием самой Грюнвальд-ской битвы. О ней вспомнил в беседе с журналистами приехавший на торжества в пущу посол Литвы в Республике Беларусь Эдминас Багдонас. По его мнению, Беловежская пуща должна не разъединять, а объединять Беларусь и Литву.

Но история историей, а какими будут будущее Беловежской пущи и ее роль в жизни белорусов и европейского сообщества?

На этой теме во время открытия торжества остановился Александр Лукашенко. Говоря о Беловежской пуще как о необыкновенном чуде, глава государства сказал: им нужно не только любоваться, но и использовать во благо человека и его здоровья. Он напомнил, что сегодня это единственная визитная карточка нашей страны. Благодаря государству пуща восстанавливается и развивается. Немало средств вложено в создание инфраструктуры национального парка. В этом отношении Александр Лукашенко упомянул поместье Деда Мороза, административно-экологический центр, который он торжественно открыл в этот день перед выходом на центральную сцену праздника, другие новые объекты. По его мнению, в будущем здесь можно будет более плодотворно развивать природоохранную деятельность, туризм, экологическое образование.

Заповедные угодья сохраняются и поддерживаются в республике не ради королевской охоты. «Я ни разу не позволил себе зайти в пущу с ружьем», — заявил глава государства и заверил, что того же требует от других. Заповедники не зря были переданы в ведение Управления делами Президента Республики Беларусь. Иначе бы им была уготована незавидная участь. Глава государства напомнил о последствиях начала 90-х годов, когда разворовывался лес, велось строительство частных усадеб в природоохранных зонах. «Приходилось сносить целые деревни», — сказал Александр Григорьевич Лукашенко, напомнив о случаях незаконного строительства даже иностранцами.

Сегодня в Беловежской пуще строительство никому не будет позволено. Зато по ее периметру нужно создать кольцо дорог, в районе которых и будет предоставляться земля для туристических баз. Туда, а не в реликтовый лес смогут приезжать на своих автомобилях тысячи людей, садиться на велосипеды, становиться на роликовые лыжи и отправляться в пущу за глотком свежего воздуха. Конечно, за это придется заплатить, но в свою очередь работники национального парка должны будут предоставить гостю целый комплекс услуг. Только так Беловежскую пущу можно будет сделать лучше, чем она есть.

В своеобразном гимне Беловежской пуще Александры Пахмутовой и Николая Добронравова есть слова, созвучные всемирному признанию этого поразительного памятника природы: «И пока будет жить Беловежская пуща, будет жить вся планета Земля».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter