Беловежский БАМ

Объездная дорога в Беловежcкой пуще приобрела реальные контуры

Беловежский БАМ — так жители сел, расположенных в Беловежской пуще, окрестили строящуюся здесь объездную дорогу вокруг ядра заповедного леса

В конце минувшей весны вышел указ Президента Беларуси Александра Лукашенко о строительстве по периметру Беловежской пущи на белорусской стороне объездной трассы. А уже нынешней осенью здесь появились ее реальные контуры. Дорога, протяженностью около 190 километров проходит через Каменецкий и Пружанский районы на Брестчине и Свислочский в Гродненской области. Ехать по ней пока что нельзя, но жизнь людей, оказавшихся в зоне строительства, она уже меняет. В какую сторону?

Деревня Волкоставец стоит, окруженная лесами, на самой южной окраине Беловежской пущи почти на самой границе с Польшей в Каменецком районе. Это первая отправная точка, откуда начинается беловежский БАМ. Мощная основа из песка и гравия под будущее асфальтное полотно проходит рядом с маленьким сельмагом, но саму деревеньку минует. «Работа здесь кипит даже по выходным, — рассказывает завмаг Людмила Малиновская, — огромные машины идут непрерывным потоком. Они разбили идущую через село дорогу, поэтому гостей в нем стало меньше, и, соответственно, товарооборот заметно упал».

Но эти временные издержки, по мнению продавца, для ее торговой точки должны обернуться хорошими переменами. Руководство Каменецкого райпо магазин наверняка постарается обновить на более современный лад, да и покупателей у него станет гораздо больше, чем теперь.

С оптимизмом смотрит на перспективы, открывающиеся для Волкоставца строящейся магистралью, и староста деревни Наталья Дударь. Она рассказывает, что в тринадцати домах живет около трех десятков сельчан. Деревня из отдаленной и умирающей вскоре превратится в весьма перспективную. Вот и районные власти со временем обещали обязательно положить в ней асфальт. Словом, в завтрашний день с началом стройки за околицей сельчане начали смотреть с оптимизмом.

Начавшись у Волкоставца, строящаяся трасса тянется по окраине национального парка к Омеленцу, после которого огибает еще несколько лесных деревушек, пересекая небольшую речушку Белую, и выходит на околицу довольно большой деревни Дмитровичи. Здесь заканчивается ее первый пусковой комплекс. Всего же их на всем протяжении будущей скоростной дороги одиннадцать, при этом восемь из них находятся на территории Брестской области. Работы на беловежском БАМе одновременно ведут около двадцати дорожно-строительных организаций. В роли генподрядчиков два мощнейших предприятия Брестчины — КУП «Брестоблдорстрой» и РУП «Бреставтодор». На правах субподрядчиков им помогают крупнейшие дорожно-строительные тресты Минска, Бреста, Гродно, Могилева, строительные предприятия Беларуси, мостоотряды, которым предстоит возвести шесть мостов. Длина самого внушительного из них — 128 метров. Он сейчас возводится через реку Лесную на втором пусковом комплексе недалеко от Каменца. Объездной путь пройдет рядом с этим интересным старинным городом и затем примет влево, свернув на Пружанщину. Обходя деревни, расположенные на ее западной окраине, он выйдет на Гродненщину, где конечным пунктом новой дороги будет Свислочь.

Но вернемся к началу магистрали. На первом пусковом участке ее строят пять ДРСУ «Брестоблдорстроя», а также ДСУ-15 Брестского ДСТ-4 и «Брестская строительная компания». Как рассказал главный инженер «Брестоблдорстроя» Николай Матюк, основная черновая работа уже почти позади. Ведь, прокладывая трассу, пришлось вырубать лес, в низинах выбирать и вывозить торф и плодородную почву, завозить большие объемы песка и гравия для подсыпки дорожного полотна и строительства подушки для асфальта. К его укладке здесь приступят уже на днях. Забиты сваи и будущего 45-метрового моста через реку Белую.

На первом пусковом участке дело спорится. А какова ситуация на других километрах дороги, где трудятся рабочие «Брестоблдорстроя»? Она должна вступить в строй к концу следующего года. Успеют ли дорожники уложиться в отведенные сроки? «Успеют, — уверен директор «Брестоблдорстроя» Петр Скоробогатько, — иного не дано, для этого у нас сегодня достаточно и технической оснащенности, и опыта. В разных местах сейчас трудятся рабочие наших cеми ДРСУ. Руководят ими толковые и ответственные специалисты, которые, я думаю, не подведут».

Солидарен с коллегой и гендиректор РУП «Белавтодор» Михаил Непочелович. Он рассказал, что для возглавляемого им предприятия сегодня почти нет никакой разницы, где прокладывать автостраду – через лесную возвышенность или болотную низменность. Уровень техники и отработанные технологии позволяют дорожникам делать свое дело быстро и качественно в любых условиях. На вопрос о том, будут ли применяться при укладке асфальта на беловежском объездном пути новые суперсовременные технологии, материалы, он ответил, что в пуще дорожники экспериментировать не будут. Это может привести к удорожанию стройки. Поэтому укладка асфальта будет вестись классическим методом c использованием асфальтобетона, что гарантирует ее высокое качество и надежность.

Участвует в строительстве дороги и сам заказчик – Национальный парк «Беловежская пуща». На его лесничества возложены вырубка и вывоз леса, оказавшегося на пути новой дороги. Гендиректор заповедника Николай Бамбиза, присутствующий на оперативных совещаниях руководителей дорожно-строительных организаций как представитель заказчика, удовлетворен уровнем взаимодействия с ними. Он как никто другой заинтересован в том, чтобы объездная дорога появилась как можно быстрее. Ведь строится она для того, чтобы разгрузить от транспорта саму пущу. За автотуристов на ее территории Бамбизе как руководителю уникального национального парка здорово достается как от отечественных, так и от зарубежных защитников естественных уголков природы. Новая дорога эти обвинения снимет. Тем, кто захочет увидеть реликтовый лес, предложат на объездном пути выйти из автобуса или автомобиля и продолжить путешествие вглубь пущи на велосипеде, гужевой повозке, электромобиле или даже пешком, верхом на лошади.

А тем временем вдоль строящейся трассы уже появляются ростки ее завтрашней жизни. Первыми это будут уже существующие агроусадьбы, хозяевам которых несказанно повезло оказаться на столбовой дороге завтрашнего туризма. Но даже общая степень их везения мизерна по сравнению с удачей питерского бизнесмена Николая Бурнаса. Вот уже много лет он вкладывает немалые средства в развитие своей родной деревни Клетное в Пружанском районе. Предприниматель не только благоустроил ее, но и создал здесь шикарный спортивно-туристический комплекс. Главное, что расцветшая в припущанской глухомани деревня теперь находится рядом со строящейся объездной дорогой. Поговаривают, что удачливый питерский предприниматель предвидел ее строительство еще десять лет тому назад.

Дождалась своего истинного возрождения и старинная пружанская деревня Лысково. Она так богата историческими памятниками, что проектанты беловежского БАМа сделали для нее исключение и не пустили свое творение в обход нее. Этому способствовала ее просторность. Поступить так же по отношению к другим селам для них было бы затруднительно. Асфальтовое полотно шириной десять метров просто не вместилось бы между близко стоящими сельскими домами. Так что от такого решения припущанские деревни только выиграли, потому что иначе многие из них могли бы просто исчезнуть.

Новая дорога поможет решить проблемы неиспользованных зданий, расположенных вдоль нее, местным властям. Но главная сегодняшняя забота, как рассказал зампредседателя Пружанского райисполкома Сергей Гук, в привлечении инвесторов, способных построить новые современные объекты придорожного сервиса. На Пружанщине к их услугам вдоль объездной трассы определили десять площадок, разработав для них проектно-сметную документацию. Так что добро пожаловать!

На снимке: строительство объездной дороги в районе Каменца.

Фото: Николай ШУМ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter