Белорусы взяли Казань

У Татарстана и Беларуси взаимные интересы сотрудничества

Белорусы взяли Казань отечественной агротехникой и пассажирским транспортом, научными разработками и строительными инициативами, которые вызвали живой интерес партнеров в Татарстане          

Пожалуй, только Китай со своим особым статусом страны-изготовителя широкого перечня товаров практически не знает препон на внешних рынках. Остальные государства с развитой промышленной базой вынуждены искать плацдармы для поставок продукции на экспорт. Вот и Татарстан с его Елабужским автозаводом теперь смело может называться проводником белорусских тракторов. Это особо отметил и посетивший Республику Татарстан с рабочим визитом премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский.

Татарстан – особый регион. Молодой, энергичный президент страны Рустам Минниханов, сменив премьерскую должность на кремлевские покои (в Казани тоже есть свой Кремль), делает все возможное, чтобы привлечь в республику самые передовые технологии. «Не дешевле, а лучше» – вот своеобразный девиз Минниханова, который еще в июне 2002 года, во время визита в Беларусь, будучи премьер-министром, отметил высокое качество и широкие возможности белорусской техники. Тогда, сидя в кабине трактора МТЗ, он заявил, что минский трактор может и должен собираться и в Татарстане.

А в октябре того же года со сборочного конвейера Елабужского автозавода сошел первый МТЗ-82.1. Сегодня из мощного инструмента для крестьянина он превратился в надежного помощника городских коммунальных служб и дорожных строителей. На шасси этой машины ЕлАЗ выпускает около 30 видов спецтехники и навесное оборудование к ней.

МТЗ пошел еще дальше. Сегодня этому предприятию по силам создавать свои заводы. И такое производство с нуля было создано на второй площадке ЕлАЗа, о чем не без гордости рассказал директор Минского тракторного завода Александр Пуховой. Производственный цех «Торгового дома МТЗ-ЕлАЗ» уже выпускал передовые разработки белорусских тракторостроителей, а на днях заработала новая линия. На ней будут собираться энергонасыщенные тракторы МТЗ-3022 мощностью 303 лошадиные силы.

— Мы открываем предприятие по сборке самого современного трактора, который выпускается в нашей стране в линейке, ориентированной на экспорт, — подчеркнул, открывая новую линию, премьер-министр Беларуси. — Наш МТЗ поставляет в год более 60 тысяч машин в 160 стран мира. Машина, представленная здесь, позволит заменить 3—4 трактора, которые традиционно используются для обработки пашни, а значит, увеличится рентабельность сельхозпродукции.

Сергей Сидорский отметил, что мощности ЕлАЗа позволяют производить порядка двух тысяч белорусских тракторов. Однако в ближайшие два года, согласно договоренности с руководством Татарстана, здесь будет собираться 5 тысяч единиц техники, а в перспективе — 10 тысяч машин.

Сергей Сидорский заверил, что, передавая образцы новой техники в Татарстан, Беларусь готова их ежегодно совершенствовать и улучшать, поскольку задача, которую решают белорусские экспортные предприятия, — обновление техники не менее чем на 30 %.

— Главное, — подчеркнул руководитель белорусского правительства, — российский сертификат тракторов. Мы приняли меры, чтобы максимально локализовать производство техники на обеих площадках ЕлАЗа. В кооперацию подключены российские предприятия, которые будут поставлять почти половину оборудования для елабужских машин.

Эта мера позволяет тракторам из Татарстана считаться российской техникой, а значит, полноценно участвовать во внутренних тендерах, без поправок на страну происхождения. Ведь не секрет, что сегодня на федеральном уровне в России оказывается определенное давление на белорусских машиностроителей.

— Несколько дней назад я возвратился из командировки в Санкт-Петербург, — рассказал председатель совета директоров ОАО «Амкодор» Александр Шакутин. — Там чиновники открыто говорят, что существуют прямые указания из центра о том, чтобы потихонечку переходить на собственные модели, оттесняя белорусских производителей. Татарстан — это необычный регион. Сегодня он хотел бы использовать самые современные технологии, которыми располагает и Беларусь.

Не скрывал этот факт во время презентации новой модели четвертого поколения белорусских троллейбусов президент Татарстана Рустам Минниханов:

— Для Универсиады-2013, которая пройдет в Казани, нужно закупить самый лучший транспорт. Сегодня самые современные троллейбусы, которые я видел, посетив регионы России и зарубежные страны, производит «Белкоммунмаш».

Генеральный директор УП «Белкоммунмаш» Владимир Король пока осторожен в оценке такого перспективного сотрудничества:

— С одной стороны, Татарстан хотел бы закупить троллейбусы четвертого поколения, но третье пока господствует даже в Европе. Разница между базовыми комплектациями поколений от 10 % и выше. Хотя это принципиально новая схема привода, универсальное решение, на которое можно адаптировать любые разработки, в том числе использование «электронного кондуктора».

К Универсиаде-2013 Казани потребуется 150 троллейбусов и 100 трамваев. Если город выберет «Белкоммунмаш» поставщиком этого вида пассажирского транспорта, у последнего открывается перспектива освоения и других крупных промышленных центров Татарстана, например, Набережных Челнов, где не меньше трамвайных линий, чем в Минске.

Кроме транспортной поддержки, Беларусь готова оказать Татарстану и строительную помощь, например, возвести в Казани гребной канал. По инициативе Рустама Минниханова институт «Татинвест­гражданпроект» предложил коллегам из Бреста спроектировать закрытый тренировочный бассейн. Россияне просят выполнить не только проектные, но и изыскательские работы по водоподготовке, созданию искусственного течения воды бассейнов для академической гребли, байдарок и каноэ.

Свой вклад в развитие сотрудничества внесли и белорусские ученые. Они обсудили вопросы применения компьютерных технологий в медицине, проекты по энергосбережению, финишной водоподготовке. Предложили коллегам оригинальный проект голосового распознавания личности (такая разработка эффективна для противодействия телефонному терроризму). Словом, вниманию российских коллег представлено порядка трех десятков проектов.

— Договорились, что представители научных кругов и высокотехнологичного бизнеса будут сотрудничать и, рассмотрев проекты, приедут в гости с конкретными предложениями, — рассказал заместитель председателя президиума НАН Беларуси профессор Сергей Рахманов.

У Татарстана свой интерес по взаимному сотрудничеству с Беларусью. Эта неф­тяная республика хотела бы освоить новый для себя рынок. Так, 38 участков на территории нашей страны выделены для строительства АЗС компании «Татнефть». К слову, на белорусских НПЗ ежегодно перерабатывается около 1,5 миллиона тонн нефти из Татарстана, и стороны планируют продолжать подобное сотрудничество.

Казань — Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter