Белорусы полюбят пиво

«Бобруйский пивоваренный завод» вспоминают почти на всех мероприятиях, где говорится о привлечении иностранных инвестиций в Беларусь

Инвестиции «чувствуют» себя наиболее благоприятно в странах с динамично развивающейся экономикой и ростом доходов населения. Несколько лет наращивания ВВП и увеличения средней заработной платы сделали Беларусь страной, привлекательной для иностранных инвесторов. У нас уже есть примеры успешной реализации таких проектов.

«Бобруйский пивоваренный завод» вспоминают почти на всех мероприятиях, где говорится о привлечении иностранных инвестиций в Беларусь. По-моему, больше всего успеху этого проекта радуются руководители профильных министерств. Их понять можно. Крупный капитал ни в одну страну мира не приходил без предварительной «разведки». Бобруйское пиво «Бобров» стало своеобразной рекламой выгодного инвестирования в Беларусь. 

СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар» приобрело и начало модернизировать бобруйский пивзавод менее двух лет назад. Торговой марке «Бобров» всего лишь год, но по продажам она занимает более 10 процентов национального пивного рынка. И это практически без рекламной кампании. Некоторые такой результат называют чудом, на самом деле – это хорошо проработанный инвестиционный расчет. 

Действительно, не так давно бобруйская пивоварня практически остановила производство. Хотя технологические мощности имелись и, возможно, не самые плохие в отрасли. Тем не менее «Сябар» не стал заниматься «косметической модернизацией», а полностью перевооружил предприятие. Немалая доля успеха «Боброва» кроется в объеме инвестиций: в предприятие вложили более 30 миллионов долларов. Сумма для отрасли огромная, но, как и в физике, в экономике многое относительно. В этом году планируется продать около 400 декалитров «Боброва». Чтобы добиться такого же результата, в любой из соседних стран потребовалось бы намного больше вложений. 

Как отметил председатель наблюдательного совета СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар» Сергей Левин, относительно пива белорусы – весьма воздержанная нация. Россиянин потребляет за год в среднем 65 литров пенного напитка, украинец – 50, белорус – всего 35. По прогнозам Сергея Левина, мы можем догнать соседей. Наш пивной рынок растет, и весьма динамично, прибавляя ежегодно 20—25 процентов. Пивовары могут успешно развиваться, осваивая только эту «прибавку». Если большинство белорусских пивоваров наращивают продажи, то, скажем, в Прибалтике некоторые заводы в результате слишком большой конкуренции начинают закрываться. Соседние рынки уже давно сегментированы, поделены, и новой торговой марке можно прорваться только под массированную рекламную канонаду, которая становится главной статьей расходов. 

В Беларуси же 30 миллионов оказалось достаточно, чтобы сделать предприятие если не первым на рынке, то стабильным лидером. Причем реализовать прорыв к вершине рейтинга за короткие сроки. На пивзаводе установили новое оборудование, провели 14 километров качественных труб из нержавеюшей стали, практически полностью автоматизировали производство, привезли «строгую» контрольно-измерительную аппаратуру, наняли профессиональных технологов и менеджмент – это рецепт качественного и недорогого пива. 

— Современное предприятие требует больших первоначальных затрат, — прокомментировал Сергей Левин. – Но новейшие технологии дают ощущение комфорта, усиливают позиции предприятия на рынке и снижают его зависимость от внешних неблагоприятных факторов. Скажем, если резко подорожает газ, нам достаточно провести небольшие энергосберегающие мероприятия, чтобы «сгладить» дороговизну энергоносителей. Цена газа нас волнует больше с другой стороны: как она отразится на белорусской экономике в целом, будут ли расти доходы населения, сохранятся ли на прежнем уровне объемы потребительских рынков… 

Что касается прогнозов по поводу пивного рынка в целом, то, по мнению Сергея Левина, лидерство сохранят производители, которые смогут инвестировать средства в производство. Маркетинговые исследования выявили тенденцию: как только вложения прекращаются, доля на рынке уменьшается. Для стабильного развития в отечественную пивную отрасль в ближайшие 3—4 года необходимо вложить около 150 миллионов долларов. Вполне вероятно, что значительная доля инвестиций будет принадлежать иностранным компаниям. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter