Белорусы покорили Великий шелковый путь

На реках и морях бывшего Советского Союза в последнее время все чаще можно увидеть необычные суда - копии кораблей прошлых веков.
На реках и морях бывшего Советского Союза в последнее время все чаще можно увидеть необычные суда - копии кораблей прошлых веков. 4 июля в Киеве стартовала очередная уникальная историческая экспедиция под названием "Великий шелковый путь". На точной копии десятивесельной ладьи викингов IX - X веков - дракаре "Сварог", построенном в Чернигове,15 отчаянных энтузиастов-ученых отправились в путешествие по северному ответвлению легендарного древнего маршрута.

Капитан дракара - Сергей Воронов, руководитель лаборатории исторических исследований, историк и археолог из Киева. Но самое главное - в составе экипажа два белоруса, сотрудника Института истории Академии наук: начальник отдела средневековой археологии Сергей Тарасов и старший научный сотрудник Андрей Киштымов. Примечательно, что Сергей Тарасов несколько лет назад начинал плавать с украинцами простым матросом, теперь же он - заместитель начальника экспедиции по науке.

Из столицы Украины дракар был транспортирован посуху в Мариуполь и направился к устью Дона. Дальше его путь лежал по Дону и Цимлянскому водохранилищу.

Путешественники преследовали две основные цели: первая - реконструкция технологий судостроения IX - X веков, вторая - восстановление маршрута Великого шелкового пути, способа его прохождения, определение человеческих ресурсов и затрат. Попутно по заданию НАН Украины ученые определяли экологическое состояние рек и водоемов.

Экспедиция проходит в рамках проекта кабинета министров Украины "Украина XXI век". Все началось с того, что межотраслевая лаборатория исторических исследований при Институте археологии НАН Украины решила заняться реконструкцией и моделированием исторических технологий постройки древних судов.

Первое плавание прошло под девизом "По пути из варяг в греки". На натурной копии древнерусской ладьи под названием "Княгиня Ольга" энтузиасты прошли по рекам от Киева до Стамбула и из Санкт-Петербурга до Киева. В прошлом году успешно закончилась вторая экспедиция "Богун" (имя запорожского атамана), посвященная 210-летию переселения запорожского казачества в Россию. На казацкой чайке "Богун" историки от Киева прошли по Днепру, обошли Крымский полуостров и вошли в Азовское море.

Сергей Тарасов смог пройти с украинскими коллегами на "Свароге" только часть пути - дома ждала работа. Вернувшись в Минск, он поделился с "СБ" своими впечатлениями о путешествии

: - Больше всего порадовали местные жители. Нас встречали с радостью практически во всех населенных пунктах, возле которых останавливались. Был случай: в небольшом рыбацком поселке жители настолько подружились с участниками экспедиции, что подарили нам живого поросенка.

Отважные ученые успели побывать не в одной передряге. На Азовском море дракар попал в семибалльный шторм, на Цимлянском водохранилище - в четырехбалльный. Но дракар показал превосходные судоходные качества, оказался на удивление устойчивым и управляемым. Самой большой проблемой стала не стихия, а неповоротливость местных властей. Российские пограничники задержали на кордоне дракар на 4 дня из-за неувязок в договоренности украинских и российских чиновников.

- В следующем году на этом же судне планируется экспедиция "Янтарный путь", - рассказывает Сергей Тарасов. - Она пройдет в том числе и по Беларуси: от Киева по Днепру, Припяти, Неману в Балтийское море до Куршской косы, что под Калининградом. Хотелось бы, чтобы заинтересованность проектом появилась и у государственных структур. Например, у Совета Министров, министерств культуры, транспорта, спорта и туризма. Уточню: мы не просим денег, если бы этот проект вошел в государственную программу, спонсоров нашли бы сами. Мы уже сейчас по своей инициативе поднимаем на мачте белорусский государственный флаг, чтобы знали и в Украине, и в России, что здесь идут и белорусы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter