Белорусское золото

J:Moрс «Аквамарин» (11 треков)CD–обзор ушами Сергея Пукста

J:Moрс «Аквамарин» (11 треков)


С группы J:Moрс можно писать учебники по завоеванию медиа–рынка Беларуси. Налицо четко приведенный в исполнение бизнес–план. Новости о группе, пусть даже и самые обычные, регулярно появлялись (и появляются) в Интернете. Альбомы выходят более–менее по плану. Музыка людям нравится, критикам нравится не всегда, но и здесь все работает на руку, поскольку нелюбовь экспертов логично способствует устойчивому росту народной популярности.


С этим диском все слегка иначе. Записывался он неожиданно долго и в отсутствие, казалось бы, бессменного гитариста Романа Орлова, который совсем недавно покинул группу.


У Владимира Пугача есть мелодический талант — это в целом слышно. Группа честно исполняет вполне добротный поп–продукт. Скажу больше: мне группа активно не нравилась, когда в ней был некий оттенок альтернативности. Чувствовалось, что это очевидно инородный элемент, что призвание у музыкантов другое. Когда же стало понятно, что это романтический поп–коллектив, стремящийся занять нишу, которую в советское время занимал Юрий Антонов, я успокоился. Нормальная музыка для людей.


Поговорим о содержании диска. Открывает диск композиция «№ 1», спетая Владимиром Пугачем просто под гитару, деликатно вводя слушателя в то, что произойдет дальше. Во второй «Невидима и свободна» набор образов намекает на любовь и смерть (любопытная строчка — «делать из крыльев руки», немного ватный образ — «и если жива — то на полотнах»). Третья «Ватерлоо» продолжает тему сексуального призыва, заданную предыдущим треком. «Мы станем» (последняя по времени записанная композиция) при привычной мозаичности образов содержит элементы философского обобщения («Планета... кружа выносила нас из темноты на свет»). За ней следует довольно бессмысленная «Жаркое лето», где образность приобретает практически дневниковый характер и мало доступна для слушателя. Следующая «Падай» по тексту звучит существенно лучше (строчка «Странное тепло — топливо комет заперто внутри» так и вообще хороша). После чего следует сюрреалистичная «Серебром», где при всей необъясненности образов все сбито достаточно крепко, — один из лучших треков в альбоме. Потом идет близкая к линейному повествованию и, очевидно, очень личная «Металась». Затем — единственная белорусскоязычная композиция «Не здавайся» (здесь мне понравилось: «Хто хоча зыходзiць у начы памiж станцый»). После чего слышим контрастирующую с агрессивным названием, неожиданно романтичную «Волки» с уместным клавесинным тембром ближе к концу. Последняя с неожиданно лаунжевым припевом «Аквамарин» оставляет легкое ощущение, что все будет хорошо (даже бензин здесь имеет определение «пресный»). Среди бонус–треков особого упоминания заслуживают замечательные аранжировка и исполнение песни «Адлiга».


Музыкальный стиль группы принципиально не изменился — определяется как стадионно–романтический рок (о нем говорить бессмысленно, достаточно включить радио).


Солист J:Moрс с разной степенью успеха пользуется открытой Лагутенко и Земфирой возможностью петь вдохновенные фрагментарные тексты. Просто необъяснимо, почему строчка Земфиры «все твои трещинки», спетая, казалось бы, без особой логики, так точно срабатывает. Фрагментарность, видимо, обязывает к тому, чтобы срабатывало. Если этого не происходит, то она превращается в некую индульгенцию петь различного рода приблизительности о «потускневшем графите». Меня в свое время серьезно смущало еще одно словосочетание в J:Moрс — «белые айсберги». Я думал, почему допущена такая очевидная тавтология? Ну скажи «черный айсберг» — какой яркий, зловещий и психологически глубокий образ может возникнуть! Ошибки в таких мелочах очень опасны: из этих мелочей образ песни, ее костяк «не слепливается» и неточности затмевают поэтические удачи (отсюда возникает немного странный эффект — я никак не могу «прислушаться» к тексту).


И самое для меня обидное, что к этой небрежности привыкает слушатель. Он постепенно теряет способность воспринимать текст песни. Не говоря уже о подтексте...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter