Белорусское образование: 21-й век

Так мы обозначили тему прямой линии с министром образования Беларуси Александром Радьковым

За несколько минут до начала разговора мы попросили гостя редакции в нескольких словах очертить стратегию развития белорусской школы.
— Совершенствование образовательных технологий, — назвал первое направление министр. —  Мы должны строить образовательные технологии таким образом, чтобы человек с детского сада и в течение всей жизни имел возможность оперативно реагировать на запросы рынка труда, общества и государства. А это означает, что он должен быть развит интеллектуально, должен четко понимать, где его место в жизни.
В перспективе — освоение современных подходов в образовании. Учебные пособия на электронных носителях, дистанционное обучение, сочетание компьютерных средств обучения с книгой, самостоятельных занятий с лекциями в аудиториях, консультациями с преподавателями. Взаимодействие с заказчиком: организовать учебный процесс без использования производственного оборудования как учебного уже невозможно, потому что быстро меняются технологии. Безусловно важно очень четко определить потребности рынка труда, чтобы учебные заведения готовили специалистов столько, сколько требует экономика, и высокого качества. А еще — сотрудничество с самыми заинтересованными в развитии образования людьми — родителями сегодняшних школьников и студентов.
В том, что белорусские мамы и папы не остаются безучастными к происходящим в системе образования переменам, нас убедил первый же звонок.

Маленькие бедки
  — Добрый день, Александр Михайлович! Это Ольга Валерьевна из Минска. Я хотела вам задать вопрос по своему садику. У меня проблемы с четырехлетним сыном. Он гиперактивный, и я считаю, что обе воспитательницы не подготовлены к работе с таким ребенком. Они не понимают, что все дети могут на лавочке во время прогулки посидеть, а он не может. Сейчас таких детей много, и с ними много проблем. Может, педагогов надо как-то готовить к их появлению, какие-то курсы для них организовать? А то из моего ребенка воспитательницы делают козла отпущения, а в саду нет даже психолога!
— Я согласен, что процент гиперактивных детей увеличивается. Есть еще одна непростая категория детей — их называют дети индиго, которые фокусируются на одном направлении развития, а все другое как будто не воспринимают. Вы абсолютно правы в том, что к этому надо педагогов,  особенно воспитателей детского сада, профессионально готовить. И я принимаю ваше предложение. Вы емкую проблему поднимаете, мне приятно убедиться, что не только мы, руководители системы образования и профессионалы, но и родители ее тоже понимают. Спасибо!


  — Сидорова Елена, Минск. Задам вопрос не только от себя, но и от многих других мам, которые в этом году отправляют детей в первый класс. Мы приходим к нерадостному выводу, что наши дети государству не нужны. С апреля, подыскивая для своей дочери школу, обращаюсь к учителям начальных классов и завучам, но получаю отказ, причем далеко не всегда в вежливой форме. Могу привести в пример гимназию № 2: там чуть ли не выпроводили нас из кабинета. Наши дети готовы к обучению, все прошли в воскресных школах подготовку к начальной школе. Но мы, родители, слышим одно и то же: ваши дети нам не подходят, они нам не нужны, идите в другие школы, там вам будет лучше. И вообще, приказы о зачислении подписаны уже в декабре, а вы, мамаши, проспали. Как же мы проспали, если только из садика выпускаемся, даже документов на руках нет?!
— Понятен, Елена, ваш вопрос. Вы по месту жительства обращаетесь в гимназию № 2?
— Нет, по месту жительства у нас школа с музыкальным уклоном. Но я не хотела бы давать такое образование своему ребенку: девочка развивается  более интенсивно, чем сверстники, занимается фигурным катанием, неплохо рисует, у нее хорошо идет иностранный язык. Музыка нам не подходит.
— Елена, тут вопрос непростой. Вы не обижайтесь, что ребенок якобы без  внимания государства — видите, вы же имеете возможность заниматься спортом, английским. Я понимаю, что хочется именно в эту гимназию. Но гимназии тоже сталкиваются с трудностями, бывает так, что все хотят именно в эту школу, потому что она хорошая. Поэтому хорошие школы вынуждены как-то эти потоки регулировать. Хотя вообще гимназические классы начинаются с пятого. Где бы вы ни учились, после окончания начальной школы имеете право на конкурсной основе поступить в 5-й класс гимназии. Напишете диктанты по русскому и белорусскому языкам, сдадите математику... Если девочка подготовленная — а я вижу, что вы заботливая мама и уделяете ей много внимания, то она этот конкурс выдержит. Если вы так нацелены на гимназию № 2...
— Да после такого отношения я этим педагогам своего ребенка уже не отдам!
— Люди разные, вы уж по одному эпизоду обо всех не судите, может, кто-то из администрации или техперсонала не так посмотрел на вас или не те слова сказал. И на улице люди бывают разные, и дома вы, я думаю, мужа своего порой ругаете. Я приношу извинения за некорректность ваших собеседников. Как министр я требую, чтобы в школах, детских садах, университетах и министерстве была предельная вежливость, иначе это непрофессионализм нашей системы. Причем жестко за это спрашиваю и с работы увольняю. Но вы тоже не обижайтесь, если где-то посмотрели не так или сказали не то.
— Пользуясь возможностью, хочу сказать спасибо директору гимназии № 6. Мы живем совсем в другом микрорайоне, но он отнесся к девочке очень внимательно, пошел нам навстречу...
— Я ему обязательно позвоню и скажу, что мне приятно было слышать вашу благодарность.

Особенные дети 
— Здравствуйте, меня зовут Ольга, я живу в Минске. Мой ребенок учится в школе № 9 для детей с особенностями психофизического развития. Сейчас эту школу закрывают. Это давняя история, еще в прошлом году мы говорили об этом всюду, где только можно. Закрывает нас управление образования Мингорисполкома. Нам объяснили, что Министерство образования никакого влияния на ситуацию не имеет, потому что здание принадлежит городу. Вы не могли бы объяснить эту ситуацию с точки зрения логики? Ведь все школы должны вам подчиняться!
— Ольга, здесь работает закон о местном самоуправлении. Городские школы финансируются из местного бюджета и входят в структуру местных органов управления, базы, финансов и так далее. Но мы как министерство отвечаем за порядок, за соблюдение законодательства по всей стране. Если вопрос с 9-й школой до конца не решен, вас не убедили в правильности этого решения, безусловно, мы можем обратиться в горисполком и потребовать, чтобы его еще раз пересмотрели. Раз вы мне звоните, я дам такую команду.
— Но сейчас в этой школе учиться нельзя, здание очень старое, там полы проваливаются...
— Я уверен, что все дети будут устроены. Возможно, после ремонта управление образования захочет вернуть в школу все классы, такие процессы происходят, мы ремонтируем много. Иногда приходится и закрывать малокомплектные школы, если минимального количества учеников уже нет, или здание совсем рушится. Повторяю: я еще раз вернусь к этому вопросу.
— В прошлом году нашу школу пытались закрыть, но, поскольку не получилось, ликвидируют ее не мытьем, так катаньем. В “девятку” не объявлен набор, и сейчас там доучиваются старшеклассники. Класс моего сына в полном составе переводят в 140-ю школу. Но вы прекрасно понимаете, как относятся в обычной школе к таким детям. Скажите, Министерство образования собирается что-то делать для сохранения спецшкол? Согласитесь, интегрировать детей с психическими заболеваниями в обычные школы неразумно. Мой ребенок несколько лет учился в интегрированном классе. Мы получили нервные срывы и энурез.

— Конечно, и сделано уже немало. У нас есть закон “О специальном образовании”, регламентирующий вопросы обучения детей с особенностями психофизического развития. Это очень большая подвижка в законодательной базе. Есть четкий государственный подход: такие дети должны получить хорошее образование и устроиться в жизни. Спецшколы были, есть и будут, как и центры коррекционного развития и реабилитации для маленьких детей. Но мы все-таки развиваем интегрированное обучение, и вас, родителей, просим к этому относиться с пониманием: если ребенок в интегрированной среде, то он и развивается вместе со сверстниками. Я помню, как в Беларусь приезжали шотландские футбольные болельщики. Видел, как они шли по улице в юбках-килтах и катили перед собой фаната-колясочника, тоже в национальной одежде. Я сторонник того, чтобы “особенный” ребенок был вместе со всеми, но при этом не был ущемлен. Если учеба с обычными детьми приводит к стрессам, надо оставаться в спецшколе. Многое зависит от учителя, родителей, директора школы. Но в целом — я за ситуацией слежу — здоровых детей такое соседство даже воспитывает. Они хорошо относятся к детям с особенностями, дружат, осознают, что их жизнь тоже может сложиться по-разному. Воспитательный эффект очень сильный. Другое дело, что мы к такому совместному обучению еще не привыкли, в конкретных случаях может быть напряжение. Но, согласитесь, иногда и здоровые дети так подерутся, что взрослым с трудом удается их помирить.
Легко ли перераспределиться?

 — Здравствуйте, Александр Михайлович, беспокоит мама бывшей выпускницы педколледжа, Елена Владимировна. Я хотела бы узнать, куда нам можно обратиться по вопросу перераспределения. Распределение было в прошлом году.
— Вопрос ваш решаемый, мы всегда идем навстречу таким просьбам, потому что по-разному складывается жизнь. Чтобы это было корректно и по закону, вы должны иметь заключение о том, что в вашей дочери как специалисте не нуждаются по месту распределения. Потом вы берете справку о том, что ее могут принять на работу в другом месте, и я как министр могу решить вопрос.
— Она окончила колледж по специальности “английский язык”, мы живем в Волковысском районе. Распределили в Лиду, она приехала, но ее поставили на должность педагога-организатора. Это не ее специальность. Девочка училась хорошо, получала повышенную стипендию, но, выходит, ее знания не нужны.
— Судя по всему, она неплохой специалист, если справляется с обязанностями педагога-организатора. Я так понимаю, они не дадут добро на открепление...
— Нет, пообещали, что отпустят, если мы найдем работу...
— Тогда ищите, надо только так действовать, не на улицу же ее отпускать.  Ищите работу, затем пусть приезжает, обращается в Министерство образования, я помогу эти вопросы решить. Вы можете еще поступать в вуз...
— Да, в этом году дочь планирует поступать в педагогический университет.
— Ну так поступит, и все само собой решится. Спасибо, Елена Владимировна, всего вам доброго!


Нужны учебники “нет больше слез”!
  — Вас беспокоит мама ученицы седьмого класса минской школы, меня зовут Светлана. Я слышала, объявлен конкурс на составление новых учебников. Моя дочка учится очень хорошо, фактически отличница. Но мы весь седьмой класс проплакали над биологией. Ну просто горькие слезы!
— Светлана, я принимаю критику. Мы действительно объявили конкурс на составление новых учебников. Честно вам скажу, что по биологии не сразу складывались авторские коллективы, не сразу мы попали в хороший учебник. Мы даже обращались за помощью и консультациями к московским коллегам, но и у них не сразу складывалось. Это потому, что биология стремительно развивается, мы даже не успеваем ее открытия осмыслить и хорошо, грамотно, понятно для детей изложить. Я вам приведу пример: геном. Без понятия о геноме биологии нет, оно основное при изучении животного, растительного мира. А это статистика, глубокая математика. Кто несколько лет назад предполагал, что ученые откроют возможности стволовых клеток?  Хочется же ребенка подготовить исподволь. Поэтому конкурс мы объявили, и я уверен, что учебники подшлифуем. Я так понимаю, что девочка ваша нацелена на профессию врача?
— В том-то и дело, что она больше гуманитарий, тяготеет к изучению языков. Помню, мы изучали сложный предмет биологию постепенно: сначала природоведение, потом ботанику, зоологию, биологию, затем шла анатомия. А сейчас детям дают сложный наукоемкий материал сразу, не учитывая возраста!
— Раньше же не знали, что все на одной основе, что везде есть генетический код! Но вы, Светлана, правы. Президент Александр Григорьевич Лукашенко с меня как с министра тоже требует, чтобы учебники были написаны нормальным, доступным языком, чтобы мы привлекали в качестве авторов учителей, ученых, методистов.  В соответствии с этими поручениями мы объявили конкурс и будем ситуацию поправлять. Ну а то, что вы интересуетесь и мне по этому вопросу звоните, очень приятно. Все-таки мы должны быть  всегда на связи с учителями, родителями, профессурой. Тогда мы учебники сделаем лучше.
— А еще займитесь, пожалуйста, географией. В учебнике — основы физики, химии, естествознания и других наук, но нет четкой системы изучения...
— По биологии с вами полностью согласен. А нарекания на учебник географии, честно говоря, слышу впервые. А математика вам нравится?
— Очень.
— Спасибо, приятно слышать. Успехов вашей дочери! 


 — Звоню из Могилева, меня зовут Евгений Николаевич. Дочка учится в 5-м классе школы, я хотел бы, чтобы ей преподавали экономику и, может быть, какие-то основы финансовых знаний...
—  Вы в чем-то правы, в чем-то нет. Правы в том, что в школе основы экономических знаний должны быть, мы будем давать их в курсе обществоведения. Потому что выпускник школы может сразу пойти работать или бизнес открыть, то есть он должен владеть основами экономических знаний. Но системно давать их в школе, я считаю, вряд ли стоит, лучше для этого просто развивать интеллект, а именно: изучать математику, потому что без математики не будет экономического мышления, вся современная экономика построена на экономических моделях; географию, государственные языки и иностранный язык. А вот в курсе обществоведения мы еще дадим основы экономических знаний, общие основы.
— Это в каких классах?
— Обществоведение изучается в 9—11-х классах. Если дочь захочет стать экономистом, менеджером или управленцем, в вузе получит профессиональные знания. Все продумано. А вот вводить курс экономики, думаю, вряд ли стоит; почему тогда не курс металлургии?
— Уже изданы книжки по основам экономики для малышей, Нацбанк, я читал, тоже разработал образовательную программу...
—  Самостоятельно она может читать все, что хочет, и пусть читает, если ее это интересует, вместе с вами, если захочет. А вот системно — в курсе обществоведения. В школе каждый час взвешен, на все времени не найдешь, школа дает общую среднюю подготовку.


Учиться? В Беларуси!
 — Здравствуйте, я Ольга Петровна Волочаева. Приехала в Минск из Хабаровского края в гости к своей сестре. Очень долго добиралась, но ни разу не пожалела, что приехала. Я родом из Минского района.
— Очень приятно познакомиться! Мой друг писал диссертацию по расселению белорусов в 17—18-м веках и насчитал на Дальнем Востоке пять тысяч белорусов. Мы с вами, то есть наши предки, Дальний Восток подняли!
— Сестра получает “Народную газету”, и во вчерашнем номере я прочитала о том, на какой высоте у вас находится профессионально-техническое образование... В России, к сожалению, не везде так...
— Ольга Петровна, россияне тоже понимают важность развития это сферы, и мы с ними сотрудничаем в части образовательных стандартов. Сразу после прямой линии я как министр буду принимать первого вице-премьера России Игоря Ивановича Шувалова в нашем ресурсном центре. Он посмотрит современную технологию подготовки кадров для машиностроения в нашем профтехучилище. А две недели назад мы принимали в Минске форум министров образования стран СНГ, и Андрей Александрович Фурсенко был, и представители европейских стран — Польши, Латвии, Эстонии, Франции, Германии, Италии, организации ЮНЕСКО. У нас действительно хорошая база, мы ее не разрушили, сохранили, развили и гордимся этим.
Это была установка Президента Беларуси: обеспечить качество профессионального образования для развития экономики страны. У нас, вы видите, какие заводы: им нужны рабочие руки, инженеры. Если у вас будет желание посмотреть этот ресурсный центр, приходите, мы организуем знакомство.
— Моя сестра сейчас очень переживает из-за предстоящего поступления дочери. Я говорю, чтобы племянница в ПТУ поступала, мне кажется, что у вас престиж рабочих профессий очень высокий.
— Пусть она тестируется, а уже потом решает: наберет много баллов — может, и в вуз пойдет, современному производству нужны образованные кадры. Но вы абсолютно правы, что выпускники белорусских ПТУ получают высокую квалификацию и зарабатывают не хуже, чем многие инженеры. А рабочая профессия — вы это знаете — и ученому, и врачу, и инженеру, и директору школы никогда не повредит! Это закалка и более того — некая устойчивость в жизни. Умея что-то делать руками, никогда не пропадешь. Поэтому вы правильно сестру убеждаете.
— Еще один вопрос: мне так здесь понравилось, что хочу, чтобы приехала к сестре  дочь и поступала в один из вузов...
— Россияне поступают в наши вузы точно так же, как белорусы. У них абсолютно одинаковые права, это одна из договоренностей в рамках нашего Союзного государства. Но поступать надо по нашим правилам, то есть проходить централизованное тестирование. Может быть, надо ускорить выпускные экзамены в школе, потому что по сроку они накладываются на наши централизованные испытания. Она будет участвовать в конкурсе на равных с остальными абитуриентами.
— А если у нее победа в городском конкурсе по биологии?
— Это не дает права на льготы. Как и нашим ребятам, участвующим и победившим в городских конкурсах и конференциях.

Нужно и подежурить...
— Мария Семеновна беспокоит. Скажите, в сельской школе дежурства с 16 до 19 часов должны оплачиваться?
— Скажу: мы тарифицируем внешкольную работу. То есть в нагрузке есть часы за проведение внешкольной работы, в том числе за классное руководство. Работа учителя не только на уроке и с мелом у доски. Учитель, если он на своем месте, и подежурит, и в поход сходит, экскурсию организует и с детьми побудет, и с родителями встретится. Это все закладывается в заработную плату и премии педагогов. Отсюда и 56 дней отпуска, ведь у представителей других специальностей такого отпуска нет.
— То есть вы хотите сказать, что оплачиваться дежурства не должны?
— Нет, вы уже получаете заработную плату за то, что вам вписано в педагогическую нагрузку. Однако есть премирование. Можно и так стимулировать ваш труд.
— А зачем вообще до семи вечера дежурить — пустую школу охранять?
— Надо посмотреть, какая школа, и что вас заставляют делать. Плохо, что в школе вечером ничего нет — ни кружков, ни работы с родителями. Покажите пример. Если вы что-то организуете, то не будете просто сидеть и дежурить. Я тоже из сельской школы, но учитель математики и на футбол со мной ходил, и в поход водил. И я, кстати, настолько ему благодарен... Вы ведь тоже учитель, поэтому открывайтесь, Мария Семеновна, вы же интересный человек, многое детям можете дать! Успехов вам!


Кем быть? Каким быть?
 — Меня зовут Людмила, я из Бреста. Проводит ли Министерство образования мониторинг, какие специальности будут востребованы на рынке труда, когда нынешние выпускники окончат вузы? В основном ребята черпают информацию в Интернете, но она противоречива. У нас очень большие конкурсы на престижные сегодня специальности, но, я слышала, нынешним абитуриентам будет сложно найти работу, если они станут юристами или экономистами. 
— Людмила, у вас очень хороший вопрос, я даже бы сказал, государственный. Причем он не сразу решается. Мы действительно этот мониторинг проводим, причем работаем вместе с другими министерствами.
Нам надо очень четко знать, как распределятся выпускники школ — кто пойдет в ПТУ, колледжи, вузы, на какие специальности. Мы это очень четко  регулируем. Рабочие профессии готовим строго под заказ, а для вузов даже делаем люфт — 20 процентов оставляем на то, чтобы упредить развитие экономки. Например, нанотехнологии сейчас еще в научных разработках, но со временем они потребуют технологов, инженеров, и мы должны заранее это предвидеть. Или ядерная энергетика: еще станцию не начали строить, только площадку нашли, а мы уже должны обучать, готовить и физиков-ядерщиков, и эксплуатационщиков. Рано или поздно рынок насыщается, это тоже надо просчитать, а это иногда не очень просто сделать.
По поручению Президента премьер-министр нашей страны проводил заседание правительства, мы там все эти вопросы обсуждали, выработали программу мониторинга рынка труда и определения балансов специальностей — и рабочего звена, и экономистов, юристов. Так что вы задали хороший вопрос, у нас есть на него ответы, и есть соответствующие наблюдения, мониторинг, экономический расчет. Хотя, повторяю, это очень непростая задача, иногда жизнь так выворачивает, что предвидение не срабатывает.
— Конечно, никакой прогноз не может быть стопроцентным. Но если вы делаете мониторинг, то можно ли где-то его посмотреть?
— В документах есть. Выходите на наш сайт, там найдете все документы, в том числе потребность экономики в кадрах до 2015 года. А оперативная вещь — контрольные цифры приема. Это результат нашего мониторинга на текущий год, там закладывается потребность сегодняшняя и перспективная.
Спасибо за вопрос, мне приятно было на него отвечать.

Мои университеты

 — Добрый день, меня зовут Елена, я из Новополоцка. Мой племянник собирается поступать в Полоцкий государственный университет...
— Очень хороший университет, европейского уровня и внешне, и внутренне. Я был в старом здании иезуитского коллегиума с лестницей, по которой ходила Екатерина Вторая. Библиотека современная, много зелени, студентам можно не только за столом, но и в зеленом уголке посидеть. Там есть культура университетская, и по качеству образования они тоже на высоте.
Ректор только что вернулся из Румынии, я его просил туда съездить, потому что обсуждались вопросы совершенствования высшего образования. От него поступила инициатива, которую я поддержал, — резко усилить самостоятельную работу студентов Полоцкого университета. По учебному плану на нее отводится 30 процентов времени, а ректор просит разрешить ему довести этот показатель до 50 процентов. Почему? Потому что оснащение, лаборатории и компьютерная техника есть, у каждого студента компьютер, между ними налажена дистанционная связь. Мы подготовили должное количество учебных пособий для вузов, в том числе для Полоцкого университета, причем не только на бумаге, но и на электронных носителях. При таких условиях можно интенсифицировать самостоятельную работу студентов.
Это самые современные подходы. Студент совершенно спокойно и уверенно должен работать с компьютером, в Интернете, с книгой, а преподаватель должен быть иного класса, потому что он уже не столько лектор, излагающий предмет, сколько консультант. Когда человек сам основательно разбирается в предмете, который хочет освоить, это совершенно другое качество знаний и уровень подготовки специалистов. Поэтому поступайте спокойно в Полоцкий университет, вы не ошибетесь.
— Еще вопрос: современный вуз должен готовить узкого специалиста, который хорошо разбирается в своей теме, или сейчас больше нужны специалисты, обладающие широким спектром знаний?
— Лена, каждый вуз наряду со специализацией обязан давать основательную фундаментальную подготовку. Под каждую технологию вуз не может подготовить, потому что, пока студент учится, технология может поменяться несколько раз. Поэтому упор делается на основательную базу. Но чтобы молодому специалисту не пришлось сразу переучиваться, мы на последних курсах специализируем студента под конкретную технологию, конкретные задачи. Но все-таки приоритет базовой подготовке, она дает специалисту устойчивость на всю оставшуюся жизнь. Чтобы освоить или создать новую технологию, выпускник должен быть готов к этому интеллектуально, он должен быть тренирован на это. Поэтому, конечно, фундаментальная подготовка прежде всего.

Бакалавру предложат доучиться

 — Евгений звонит. Я студент БГУ, в следующем году выпуск. Если я пойду в магистратуру, как быть с распределением?
— Вы распределяетесь, а потом поступаете в магистратуру. Распределение за вами остается. Окончив магистратуру, вы либо работаете на этом месте, либо, если ситуация каким-то образом изменилась, ректорат может пересмотреть распределение. Но по закону вы распределяетесь после основного выпуска и имеете право на магистратуру.
— А сколько лет отрабатывать выпускнику?
— Два года, даже если вы сегодня учитесь по целевому направлению. А вот у тех целевиков, которые поступают в этом году, срок отработки должен быть указан в договоре — до пяти лет.


— Меня зовут Елена, вопрос следующий: будет ли признан в Беларуси как диплом о высшем образовании диплом российского негосударственного вуза?
— У нас есть договоренность о взаимном признании документов об образовании всех уровней — школ, гимназий, лицеев, ПТУ, колледжей, вузов. Тут никаких сложностей.
— А если в нем прописана степень бакалавра?
— Тогда есть нюансы. По нашему законодательству первая ступень высшего образования — квалификация, а в России бакалавриат. Мы в Министерстве образования должны посмотреть, какой вуз вы окончили, какова его структура, чтобы подтвердить или нет диплом о высшем образовании. Как правило, бакалаврам мы даем возможность еще год доучиться у нас и получить наш диплом. По нашему законодательству бакалавр — это не высшее образование.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter