Белорусский вертолет снялся в «Крепком орешке»

Вчера, 14 февраля, на экраны вышел фильм “Крепкий орешек-5: хороший день, чтобы умереть”. Голливудский блокбастер вызвал у наших зрителей повышенный интерес, ведь в съемках боевика о новых похождениях героя Брюса Уиллиса принял участие вертолет белорусского МЧС.

Вчера, 14 февраля, на экраны вышел фильм “Крепкий орешек-5: хороший день, чтобы умереть”. Голливудский блокбастер вызвал у наших зрителей повышенный интерес, ведь в съемках боевика о новых похождениях героя Брюса Уиллиса принял участие вертолет белорусского МЧС. Летчики рассказали корреспонденту “Знаменки” все, о чем молчали по условиям контракта до премьеры.

“Летающая корова” стала голливудской звездой

Съемки длились всю ночь - с 9 вечера до 6 утра

- Съемки проходили летом прошлого года в Венгрии, на территории бывшего советского военного городка в 20 километрах от Будапешта. Для антуража американцы свезли сюда множество техники времен СССР и даже памятник Ленину, которые нашли на территории бывших соцстран, - говорит начальник авиации МЧС Олег Яковлев. - Специально для фильма забетонировали площадку размером 200 на 200 метров. В общем, голливудские кинематографисты изрядно постарались, чтобы пятый фильм о “крепком орешке” получился не менее зрелищным, чем четыре предыдущие.


Возможно, с этой же целью режиссер Джон Мур решил засветить в кадре самый большой в мире вертолет – МИ-26. Взлетный вес у аппарата, который в шутку называют “летающей коровой”, - 56 тонн. Это значит, что машина, которая весит около 25 тонн, может поднять в воздух еще столько же. Диаметр несущего винта – 35 метров. В Беларуси таких гигантов в рабочем состоянии всего два – и оба у спасателей. Вертолету-актеру около двадцати лет. С 1991-го он “служил” в 65-м отдельном вертолетном полку в Кобрине. Когда базу расформировали, борт передали в МЧС.

Два дня ушло на “грим”

На время съемок вертолет поверх оригинальной краски "загримировали" легкосмывающимся составом

Белый вертолет МЧС перекрасили в цвета ВВС России - зелено-коричневое хаки с красной звездой на борту, израсходовав при этом около двухсот литров краски. Занимался столь нелегким делом (к тому же в эти июльские дни стояла 35-градусная жара) английский специалист, который, несмотря на то что у него не было ноги, один искусно выполнил всю работу всего за два дня. Он же, кстати, и смывал боевую раскраску, которая держалась так крепко, что ее не повредили даже прошедшие дожди.


- Сначала пробовали “загримировать” МИ-26 составом, закупленным в Венгрии, но он не подошел, - рассказывает Олег Яковлев. - Пришлось выписать краску из Великобритании. После покраски мы не узнали свой вертолет. О том, что это наша машина, можно было догадаться только по оригинальному регистрационному номеру - его не закрасили, хотя сделали менее заметным.

По сюжету мы – «плохие парни»

Сергей Шевчук видел все четыре предыдущих фильма о "Крепком орешке", а в съемках пятого сам принял участие

- Сами мы в фильме не играли никаких ролей, лишь на время подменяли актеров, которые должны были летать на вертолете, - говорит Олег Яковлев. – Усадить в кабину своих пилотов американцы не могли. Все воздушные суда проходят процедуру сертификации, и по правилам управлять вертолетом имели право только наши специалисты. По сюжету мы – «плохие парни», которые доставили на базу прицеп-цистерну с опасным грузом. Перед съемками нас переодели, проинструктировали.


Однако цистерна, которую американцы привезли для съемок, оказалась слишком тяжелой. При желании белорусские летчики могли бы поднять ее и в таком виде.


- Мы решили не рисковать, и уменьшили вес до 11 тонн, отсоединив ненужные детали. Затем подцепили на внешнюю подвеску и перевезли этот груз, все прошло просто отлично, - не скрывает своего восторга от работы над голливудским проектом бортовой оператор Сергей Шевчук - Вот уж не думал, что доведется самому принимать участие в съемках пятой части фильма о “крепком орешке”, предыдущие четыре я все пересмотрел.


Как признаются летчики, самым сложным для них оказалось выполнить задумки режиссера, не нарушая при этом техники безопасности.


- Как человеку, не связанному с авиацией, Джону Муру, видимо, было сложно представить, что может сделать винтокрылая машина, а что находится за гранью технических и человеческих возможностей. Тем не менее, нам удалось сделать все, что ждал режиссер от вертолета, - уверен Олег Яковлев.

Несостоявшийся трюк

Помимо съемок в фильме белорусский вертолет должен был доставить за сотню километров на съемочную площадку фюзеляж своего брата-близнеца. Во всем мире никому, кроме россиян и белорусов, “трюк”, когда один МИ-26 транспортирует на внешней подвеске второй МИ-26, больше не удавался. Однако затем создатели фильма отказались от первоначального замысла - разобранный корпус вертолета привезли автомобильным транспортом. Но то, что белорусским пилотам под силу выполнить задание – неоспоримый факт. Они уже проделывали такую работу, в чем, кстати, можно убедиться, побывав в музее на аэродроме “Боровая” - отслуживший свой век МИ-26 на место новой дислокации летчики-спасатели доставили из Мачулищ по воздуху. На счету у вертолета немало и других добрых и полезных дел. Именно этот борт несколько лет назад перевез на тросе пятитонный главный купол к Храму в честь Всех Святых в Минске.


- К нашим ребятам везде, будь то Россия, Турция или Греция, где спасателям приходилось тушить пожары, отношение особое, - признается Олег Яковлев. - Белорусов всегда отличали благожелательность, исполнительность, желание выполнить свою работу на высшем уровне. Поэтому мне бы хотелось назвать людей, благодаря которым белорусский вертолет поднимался в воздух на съемках “Крепкого орешка”. Это Владимир Кабанов, Анатолий Баланович, Анатолий Рахубов, Иван Рыжов, Василий Охримук, Сергей Шевчук, Игорь Окрестин, Юрий Вышинский, Олег Гурин, Андрей Побат и Александр Чуйко.

С Брюсом не сфотографировались, зато пообщались с русской красавицей


- Брюса Уиллиса мы видели, он прохаживался рядом с вертолетом, но с нами не летал, - вспоминает Олег Яковлев. – Видно, что не любит красоваться, очень скромный. Поэтому пришлось вернуться домой без фото с легендарным актером.


Зато удалось пообщаться с российской актрисой и фотомоделью Юлией Снигирь. Ее героиня Ирина, которая находится далеко не на стороне героя Брюса Уиллиса, по сюжету как раз-таки управляет вертолетом. Белорусские летчики показали, что и как нужно делать, и актриса сыграла так, как будто сама до этого провела не один час в воздухе в кресле пилота.

 

Наталья УРЯДОВА, фото Полины ГРАДСКОЙ, “ЗН” и из архива авиационно-спасательного учреждения “Авиация” МЧС Беларуси


О чем фильм

Отважный коп Джон МакКлейн прибывает в Москву, чтобы вызволить из тюрьмы своего непутевого сына. Но холодная голова и железные мускулы вязнут в паутине российской действительности. Дело, в которое влип МакКлейн-младший, оказывается настолько “опасной трясиной”, что отцу и сыну, чтобы выжить и в очередной раз спасти мир, приходится объединить свои усилия, забыв прежние, казалось бы, непреодолимые разногласия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter