Белорусский Табасаран

Незримые нити нашего единства

Незримые нити нашего единства

Не прошло и пяти лет, как на постсоветском пространстве вначале возникло первое политическое объединение из бывших республик СССР – Союз Беларуси и России, а в последнее время – Единое экономическое пространство России, Казахстана и Беларуси. И главным стимулом интеграционных процессов, безусловно, была и остается воля народов. Ведь, как оказалось, революционные катаклизмы не смогли уничтожить ниточки-связи между простыми людьми. Более того, такие связи все эти годы продолжают развиваться и укрепляться.

Одну из таких незримых ниточек, которые сегодня в сумме надежно укрепляют дружбу наших народов, уверенно держит сегодня в своих руках и в сердце гражданин Беларуси Меджид Гашимов –  журналист из небольшого белорусского города Волковыска. Табасаран по национальности, рожденный в горах Дагестана, он с детства, едва научившись читать, был заинтригован словом «Беларусь», которую почему-то представлял в виде  красивой блондинки с голубыми глазами. И с детства мечтал побывать в этой таинственной республике.

Так получилось, что, когда пришло время Меджиду идти на службу в армию, местный райвоенком направил его служить именно в Беларусь. За несколько лет службы Гашимов еще больше полюбил эту республику. И потом, когда на некоторое время волею судьбы пришлось ее покинуть, его как магнитом тянуло в Беларусь. И он вернулся, и не просто вернулся.

До армии он не знал как следует русского языка. Тем не менее Меджид успешно окончил вечернюю школу и блестяще сдал вступительные экзамены на факультет журналистики Белгосуниверситета. А через шесть лет стал первым человеком в тысячелетней истории горского села Цудук, получившим высшее образование. Когда позвонил  на родину и сообщил об этом брату – представителю местной власти, тот, страшно возбужденный, заявил:

– Все! Сегодня и завтра объявляем в нашем селе выходные дни и будем праздновать  твой успех!

Во время учебы на заочном отделении Гашимов  работал на Волковысском цементном заводе в цехе отжига. Завод этот тогда (да и сейчас) – одно из крупнейших предприятий по производству цемента – был известен всему Союзу. Волковысский цемент использовался при строительстве объектов особой важности, таких как Останкинская башня в Москве, Асуанская плотина в Египте,  минское метро и множество других. 

На заводе подружился с человеком, который стал ему другом на всю жизнь, – Юрием Данещиком, впоследствии генеральным директором ОАО «Красносельскцемент». Их дружба закалялась, можно сказать, в буквальном смысле этого слова. Не раз Гашимову вместе с Данещиком (оба были тогда простыми рабочими) приходилось при температуре  200–300 градусов выполнять «технологические операции» внутри печи, проще говоря, отбивать спекшийся на стенках цемент. Чтобы не «свариться», надевали по три телогрейки, лицо обматывали полотенцами – все это еще поливалось водой. На ноги надевали толстые валенки – резина и кожа просто не выдерживали.  Но люди были крепче...

Гашимов прижился на гостеприимной белорусской земле, где люди окружили его настоящей заботой и теплом. Он старался платить им тем же. Наверное, не зря его еще в университете с легкой руки Ефима, брата известного советского писателя Михаила Герчика, называли «другом белорусского народа»!..

И все же самой крепкой ниточкой, которая связала горца с Беларусью, стала его большая  любовь – красивая белоруска с голубыми глазами и светлыми волосами по имени Тамара. (Кстати, именно такой и представлял в детстве Гашимов Беларусь!) Об их любви в небольшом Волковыске буквально до сих пор ходят легенды. Уже работая в газете, Гашимов познакомился с Тамарой случайно по телефону. Голос женщины и ее хрустально-чистый смех буквально очаровали. Телефонный роман продолжался долго: всегда решительный, на этот раз он никак не мог осмелиться встретиться лично. Но однажды в магазине увидел в очереди красивую блондинку и сердце его сжалось. «Вы – Тамара?» – подошел и спросил он. «Нет, вы ошиблись!» – холодно ответила незнакомка. Но когда Меджид пришел домой, зазвонил телефон: «В магазине была я! Но от неожиданности страшно растерялась! Вас, оказывается, я давно знаю, да и кто в Волковыске вас не знает».

Действительно, Гашимова – тогда корреспондента волковысской «районки» – как непримиримого борца за справедливость в райцентре знали почти все. За несколько десятков лет работы в газете довелось разбираться с тысячами жалоб.  Именно он в свое время первым из журналистов районной прессы Гродненщины ввел в практику не только публиковать критические материалы, но и отправлять их на реагирование в министерства, облисполкомы, на заводы-поставщики. Когда однажды в день одного из своих юбилеев Гашимов пришел в редакцию, то увидел стенгазету со своей фотографией, где он разговаривает по телефону. Ниже была надпись: «Товарищ министр! Напоминаю, что  для ответа на мою критическую корреспонденцию вам осталось всего три дня!»

*   *   *
Меджид Мирзаханович  уже давно на пенсии, но  продолжает активно делать все, что в его силах, для укрепления дружбы между народами России и Беларуси. И не только на словах, но и на деле. Регулярно наведывается в Дагестан, устанавливая новые связи своей горной родины с Беларусью. В свое время известие о создании Союза Беларуси и России он встретил с большим энтузиазмом, даже собирался идти на прием к обоим президентам, чтобы поблагодарить их лично. Ну а после заключения соглашения о Едином экономическом пространстве Гашимов не сомневается в том, что рано или поздно на постсоветском пространстве обязательно возродится настоящий государственный союз ряда бывших республик СССР, у которых, по его мнению, перед лицом очень серьезных современных вызовов – финансовых и экономических – просто нет иного выхода.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter