Белорусский сценарий

Славянская культура и православиеПо традиции, в конце января по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Москве прошли Международные Рождественские образовательные чтения «Церковь и общество». В этом году они прошли в шестнадцатый раз. Их тема – «Православные ценности и современное образование».

В рамках направления «Церковь и общество» в Государственной академии славянской культуры при поддержке Отдела катехизации и религиозного образования Московской епархии и Управы района Северное Тушино работал «круглый стол» «Христианская культура и славянский мир». В заседаниях «круглого стола» приняли участие историки и культурологи, филологи и краеведы, служители церкви и социологи, преподаватели школ и вузов из России, Беларуси и Польши. Беларусь на этом форуме представляли Алексей Иванов, проректор по научной работе Могилевского государственного университета им. Кулешова, Дмитрий Карев, завкафедрой экономической теории, и Олег Романов, доцент кафедры философии Гродненского государственного университета им. Янки Купалы.
Главной темой выступления Алексея Иванова «Христианское мироощущение в современной русскоязычной литературе Беларуси» стала преемственность нравственных канонов, которые современная литература унаследовала от литературы древней, несмотря на многочисленные исторические катаклизмы. Приход христианства на белорусские земли в X–XI веках стал тем катализатором, который и вызвал рождение белорусской литературы. Сочинения религиозно-нравственного содержания – вот тот источник, с которого все и начиналось. И первая печатная белорусская книга, появившаяся на свет в 1517 году благодаря выдающемуся просветителю Франциску Скорине, была не чем иным, как Библией. Причем в деле книгопечатания Беларусь почти на полстолетия опередила Московскую Русь, где первая печатная книга появилась только в 1573-м.
В истории белорусской литературы были и взлеты, и падения: пышный расцвет в XV и особенно в XVI веках сменился периодом упадка и оскудения, XIX век снова был ознаменован подъемом. И не в последнюю очередь это определялось тем, какую роль играла православная церковь в жизни белорусского общества. Как только объявлялся очередной «крестовый поход» против православия, это сразу отражалось на культурной жизни народа в целом,  и на состоянии литературы в частности.
Два других выступления – Дмитрия Карева «Православная церковь и белорусское общество. XI–XXI века. Историографические аспекты» и Олега Романова «Религиозные основы славянской государственности» – основывались на современных концепциях влияния православной церкви на становление славянских народов, их государственное оформление и духовное развитие.
Подводя итоги «круглого стола» «Христианская культура и славянский мир», доктор философских наук, профессор Михаил Громов, первый проректор Государственной академии славянской культуры, заведующий сектором русской философии Института философии РАН, отметил, что сегодня в мире наблюдается неуклонный рост интереса к славянской культуре, которая наряду с романской и германской стала фундаментом для многогранной европейской культуры. И тот факт, что корнями своими славянская культура уходит именно в православие, позволяет поддерживать пусть и зыбкое, но все-таки равновесие взаимовлияний мировых религий в современном мире.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter