Белорусский «Оскар» - наши первые шаги. Хочется верить - к вершине

Каждый, кто связан с кино, мечтает об «Оскаре». Любая страна «своим Оскаром» будет гордиться и при случае хвастаться. Это естественно. Как понятно и то, что просто приехать в США, сказать «добры дзень у хату» и вручить свой фильм на конкурсный просмотр не получится. 

Процедура такова: должен быть национальный комитет, полномочия которого подтверждает Американская киноакадемия. Только он может выдвигать фильм на премию. Соседи в Украине, кстати, пару лет назад уже «прошли» скандал с «двоевластием». Сама заявка тоже связана с кучей неизбежных формальностей, которые обязательны к соблюдению, но сейчас речь не об этом. 

А о том, что оскаровский комитет Беларуси – воссоздан! И американцами «утвержден». Воссоздан потому, что в 90-х он у нас уже был, возглавляла его Светлана Савчик, бывшая тогда директором кинотеатра «Победа» (что казалось символичным). Но если ты в течение пяти лет фильмы на «Оскар» не заявляешь, то твоя регистрация у американцев заканчивается. А вы сами помните, как у нас было с кино в 90-е. 

Комитет воссоздан - и лишь теперь фильм «Хрусталь» белорусского режиссера Дарьи Жук, о котором так много в последнее время пишут (на немногих, правда, ресурсах), может быть официально выдвинут на соискание заветной статуэтки. И то, если уж совсем точно, - только после национального проката. Начало которого, говорят, назначено на 30 августа. А весь пакет документов нужно отправить в Америку не позднее 1 октября. Белорусский оскаровский комитет торопится.      

Возрожден комитет, мы в мировой кинообойме, белорусский фильм, глядишь, и попадет в оскаровский список - радоваться бы! Я и радуюсь. Но кое-что мешает, как камешек в красивой обуви. Конкретно – состав комитета. Давайте я просто приведу список персоналий, кто там у нас и кто у соседей. 

В российский оскаровский комитет входят: Михалков, Меньшов, Наумов, Шахназаров, Звягинцев, Сокуров, Учитель, Чухрай, Бодров, Кончаловский… дальше перечислять не буду. 

Состав украинского комитета скажет нам с вами, простым зрителям, гораздо меньше. Но в нем была Кира Муратова, в нем есть Сергей Лозница, а всего там 17 человек, спектр профессиональных активностей которых – от украинского госкино до вольных режиссеров, от организаторов многочисленных фестивалей до простых, но активных журналистов. 

Наш оскаровский комитет состоит из семи человек. Трое – ответственные работники «Беларусьфильма». Один режиссер и один продюсер. Директор кинотеатра «Пионер». И кинокритик. Подчеркнуто лаконично он воссоздан, я бы сказал.

Специально не привожу фамилии, потому что есть вопрос. И он, кстати, не в том, что продюсер из комитета и продюсер фильма Жук – это один и тот же продюсер. Как сказала сама режиссер в интервью: «комитет рассмотрел заявку от моего продюсера и выдвинул фильм кандидатом от страны». Тут все логично. Не скажу, что естественно, но – последовательно. 

Вопрос в другом. Все наши оскарокомитетчики, имеющие теперь эксклюзивные права на выдвижения, - безусловно, заслуженные и профессиональные люди. Но вот в России их выбирают, на Украине их тем более выбирают. Нам, белорусам, наверное, хотелось бы тоже. Если не выбрать, так хоть на процесс посмотреть. В конце концов, «Оскар» - это награда не только для фильма, режиссера и киностудии с продюсером. Но и для всей страны. 

Так вот, вопрос звучит так: кто этот состав белорусского оскаровского комитета, самый первый состав нового века, выбирал? И из кого. Огласите, пожалуйста, весь список. Если мне ответят в том смысле, что, мол, это временно, потом добавим, пригласим, выберем, никого не обидим, - я возражу. Ибо нет ничего более постоянного, чем временное. Кстати, сотрудникам нашего «Беларусьфильма» истинность сего утверждения знакома едва ли не лучше других. С тех самых 90-х. 

mukovoz@sb.by    
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter