О выдающихся деятелях культуры нашей страны – композиторе Николае Аладове и его супруге Елене, создателе нынешней коллекции Белорусского художественного музея, – в Саратове помнят до сих пор

Белорусский мотив на берегах Волги

Уроженец Петербурга, выпускник Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова создал цикл романсов на стихи Я. Купалы, А. Кольцова, В. Жуковского, А. Пушкина. За свою творческую жизнь Аладов обработал более 50 белорусских, десятки марийских, чувашских и 16 якутских народных песен. С 1924 года Николай Аладов работал в Минске и именно он стоял у истоков создания Белорусской государственной консерватории. В июне 1941 года семья композитора вынуждена была эвакуироваться из Минска. Из воспоминаний сына Вальмена: «Нас два раза захватывал немецкий десант, чудом вырвались. Вброд Березину перешли. В лаптях дошли до Саратова».


В Саратове семью приняли знакомые. Первое время было тяжело: бедствовали, голодали, но преодолели все трудности. В Саратовскую консерваторию композитора не принимали, и он устроился пианистом в областное концертно-эстрадное бюро. Его супруге Елене пришлось пойти на курсы шоферов: возила на грузовике мороженую рыбу. А позже работала заместителем директора Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева. 

В Саратове Н.И. Аладов написал симфонию-балладу «В суровые дни», «Из дневника партизана», «Сонату», фантазию для скрипки и фортепиано на темы украинских народных песен, струнный квартет.
В августе 1944 года семья вернулась в Минск. Елена Васильевна возглавила здесь Музей истории Великой Отечественной войны и Государственную картинную галерею. На протяжении 
30 лет она собирала для Национального художественного музея страны шедевры русской и белорусской живописи на просторах всего Советского Союза и сопредельных государств. Николай Ильич стал директором консерватории.

Недавно память о композиторе и собирательнице живописи отметили в Саратове документальным спектаклем «Венок из музыки и красок», показанным в стенах Саратовской областной научной библиотеки. В спектакле прозвучали песни Аладова: белорусская народная «Чтоб так пану было худо», «Ты не будешь сиротой» на стихи Алексея Кольцова, «Письмо» на слова Иосифа Уткина.

Зрители увидели на сцене и разбомбленный Минск, спасающихся под вой сирены и разрывы снарядов людей. И то, как белорусская семья преодолевала тысячи километров, спасаясь от смерти. Ученик 3-го класса школы № 298 Андрей Лаврентьев (от лица маленького минчанина) рассказывает зрителям о тех страшных днях. Юный актер знает об этой истории по книгам и рассказам старших. 

А вот саратовский писатель, автор книги «От Минска до Хвалынска» Владимир Разин хорошо помнит бомбежки Минска. Ребенком его эвакуировали в Саратов из охваченной огнем Беларуси. 

Именно в Саратове Аладовы заключили брак в 1943 году (хотя у них было уже двое детей). Под звуки свадебного марша Мендельсона на сцене происходит обряд бракосочетания в ЗАГСе на улице Вольской. А в это время на экране зрители видят обрядовый белорусский танец под песню «Купалинка» в исполнении артистов Народного театра из города Рогачева Гомельской области.

Подарком для зрителей стало выступление в рамках спектакля гостьи из Беларуси Ирины Марченко, члена международного союза мастеров искусств, композитора, дипломанта многих конкурсов на лучшую авторскую песню и концертную программу, исполнившую свои песни о Беларуси.
В заключение прозвучало письмо дочери Радославы Аладовой из Минска, благодарившей саратовцев за прекрасную инициативу проведения документального спектакля в память о родителях. Кстати, дочь Аладовых пошла по стопам отца: она профессор Белорусской академии музыки.
А еще в Саратове существует единственный в своем роде музей дружбы Беларуси с Саратовским краем. Это музей школы № 55. Создатель музея – учитель истории Юлия Давыдова, а помогают ей ученики, которые, кстати, с удовольствием рассказали о музее и его экспозиции зрителям спектакля.

Валерий ГАНСКИЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter