Белорусский изобретатель заставил воду гореть

Валерий Самцов рассчитал, что при вложении в эту тему посильных сумм белорусы через пять лет забыли бы о проблемах с энергоносителями. Но чиновников изобретение не вдохновило на какие-либо действия. Куда более живой интерес к белорусскому прибору выразили представители нескольких стран.

Чтобы узнать, как белорусский изобретатель нашел способ использовать воду в качестве альтернативного топлива, журналист «НГ» отправилась к нему в гости.

Море синее горит...

Демонстрация работы устройства Евгения Портнова могла бы послужить хорошей иллюстрацией к творчеству Чуковского. Если бы не одно “но”: изобретение защищено Евразийским патентом.
Евгений Портнов берет стакан обычной водопроводной воды, заливает ее в похожую на фен установку и вставляет вилку в обычную розетку. Вместо теплого воздуха из “фена” выдуваются язычки пламени.
Дав зрителям время, чтобы справиться с удивлением, автор предлагает желающим попробовать на вкус воду и полностью разобрать прибор. Добровольные эксперты подтверждают: вода не содержит примесей спирта, бензина или чего бы то ни было иного, а прибор есть просто набор металлических деталей — без потайных резервуарчиков с нефтью.

Но вода в нем горит.

Точнее, горит водород в присутствии кислорода, а оба газа образуются в результате разрушения молекул воды.
— Вода — это просто очередной вид топлива, как дрова, торф, нефть или бензин, — рассказывает автор изобретения. — При использовании нефти или бензина, то есть углеводородов, энергия выделяется за счет сгорания водорода. Поскольку вода — это самое распространенное в природе соединение водорода с кислородом, откуда же этот водород брать, если не из воды?
Евгений Портнов предлагает каждому читателю “НГ” поставить простой опыт: утром, сняв с огня закипевший чайник, поднести к пару горящую спичку. На полкухни, конечно, не полыхнет, но яркие искры-вспышки будут заметны. Это и есть водород, оторвавшийся от молекул воды, потому что при переходе жидкости в газообразное состояние ослабляются межмолекулярные связи.
— Чтобы получить газообразный водород, эту связь нужно вообще разорвать, — популярно объясняет автор. — Физики вместо молотка и зубила часто используют различные виды энергии — от радиочастот до светового излучения, включая тепловую и электромагнитную энергию. В этом и заключается мое изобретение.

Знакомый незнакомец

Вообще-то получать водород из воды ученые мужи научились еще в ХVII веке. И первые двигатели внутреннего сгорания были водородными: водородный двигатель сконструировал изобретатель Франсуа Исаак де Риваз еще в 1806 году. А первый бензиновый двигатель появился спустя полвека.
Француз де Риваз получал необходимый ему для опытов водород электролизом воды — путем пропускания через нее мощной электрической искры. Для выделения водорода путем электролиза требуется огромное количество электрической энергии, что и поныне делает водородные двигатели очень дорогим удовольствием.
Есть, правда, еще несколько способов добыть горючий газ, но и они затратны: паровая конверсия природного газа (водяной пар при температуре под 1000 градусов смешивается с метаном под давлением в присутствии катализатора), газификация угля (уголь нагревают с водяным паром при такой же температуре без доступа воздуха) и тому подобное.
Но не только сложность получения газа мешает человечеству пересесть на водородный транспорт и заменить АЭС водородными электростанциями. Водород в смеси с воздухом образует крайне взрывоопасную смесь. Собирать и транспортировать ее опасно, а хранить, как выяснилось, не в чем: молекулы этого газа запросто проникают в металлические поры привычных человеку емкостей.
— Зачем собирать, хранить и куда-то везти водород, если вокруг нас полно воды? — удивляется Евгений Портнов. — Вон сколько луж!
Про лужи — это без преувеличения. Установка Портнова действительно не нуждается в предварительной очистке или подготовке воды. Работает на любой, в том числе загрязненной промышленными отходами. Из одного литра воды получается около 1280 литров водорода и 860 литров кислорода, то есть два куба газа. При этом теплота сгорания водорода в кислороде существенно выше, чем теплота сгорания метана.

Не дымит, а парит

Экологам водородные двигатели тоже понравились бы, потому что единственный продукт горения водорода в кислороде — водяной пар.
Мне рисуется заманчивая перспектива: чем активнее в городе дорожное движение, тем чище воздух. На парковках, взламывая асфальт, растут деревья, атомобилисты братаются с “зелеными”...
Воображение услужливо подсказывает, что произойдет дальше: рушатся и перестраиваются устои современной цивилизации. Терпят крах нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, разваливается всемирная энергосистема, массово разоряются нефтедобывающие государства...
— На тот момент, когда мы подавали заявку, в мире насчитывалось около полутора десятков изобретений такого же рода, — подтверждает мои догадки представляющий интересы Евгения Портнова евразийский патентный поверенный Валерий Самцов. — К сожалению, социального заказа на подобные изобретения нет. В том числе и в нашей стране.
— Вы с детства привыкли, что автомобиль — это некое устройство, в бензобак которого надо залить дорогой бензин, — приводит пример Евгений Портнов. — Кстати, двигатель на бензине работает с весьма низким коэффициентом полезного действия — около 30 процентов. Электродвигатель имеет самый высокий КПД, некоторые модели достигают 98 процентов. Однако электромобили не пользуются массовым спросом. Почему? Да просто потому, что это непривычно.
В случае с водородной энергетикой прогресс тормозит не только инертность массового сознания, но и отсутствие системы стандартов. Никто в Беларуси пока не знает, каким параметрам должна соответствовать система отопления или кухонная плита на водороде. И никто пока не ставит перед Госстандартом задачу подвести под водородную технику некую нормативную базу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter