Белорусский инженер вернулся из Канады в роную деревню, чтобы "отдать долг родине"

Затерявшаяся среди густых лесов в трех десятках километров от Солигорска деревня Обидемля извест- на тем, что в годы Великой Отечественной была на- дежной партизанской базой. Сегодня в ней прожива- ют всего 14 коренных жителей, а полдесятка домов используются горожанами как дачи. Казалось бы, годы лесной деревеньки сочтены. Да вдруг приобрел в ней избу житель Канады Дмитрий Кравцов.

Инженер Кравцов двенадцать лет жил в Канаде . В благополучной стране все сложилось у него хорошо: бизнес, друзья, семья Но год назад он приобрел избу и поселился в Обидемле. Заложил сад, разбил огород, по-европейски оборудовал интерьер дома, где органично сочетаются ствол дерева и современное бытовое оборудование. В общем, обосновался основательно.

— Процветающая Канада и глухая деревенька среди лесов — в чем смысл переселения? — интересуюсь.

— Пора отдавать родине долги, — серьезно отвечает сорокалетний мужчина. — Вместе с единомышленниками мы составили бизнес-план, осуществление которого позволит придать “второе дыхание” Обидемле. В основу его положена идея православного туризма. Многим надоели шумные, загазованные города, люди хотят душой и телом отдохнуть в общении с природой, Богом. При активной поддержке руководства Зажевичского сельсовета мы и стремимся создать для этого условия...

На собственные средства и пожертвования Дмитрий возвел на окраине деревни часовню в честь Святителя Николая Чудотворца. Среди многочисленных икон, списков и копий произведений белорусской иконописной школы есть и оригинальная икона Святой Троицы, дошедшая до нас из XVIII века. На освящение часовни собрались не только прихожане окрестных деревень. Съехались верующие из Солигорска, Слуцка. Некоторые из них заявили, что с удовольствием будут проводить в этом необычном месте обряды крещения, венчания. Согласно планам Дмитрия, на постоянное жительство в Обидемлю вскоре переедут несколько его единомышленников, появятся здесь новые рабочие места. 

 А визитная карточка Обидемли сегодня — агроусадьба “Медовый хуторок”. Строитель Леонид Гурленя, подышав воздухом разных городов, селений, не просто вернулся в родную деревню, но и предлагает всем желающим испытать ее блага. В лесном массиве, используя только природные материалы, построил дом в национальном стиле. В небольшом озерце — рыба, целебные сапропели, вокруг — “тротуары” из дубовых колодочек. Энергия столетних дубов, считает хозяин, через пятки передается человеку... Матрацы из сена, в подушках — багульник, блюда национальной белорусской кухни. Многие — с медовым ароматом: Леонид Николаевич держит пасеку, качает экологически чистый мед. На берегу пруда — множество самых разных ульев...

— Думаю создать музей пчеловодства, воссоздать, благоустроить землянки партизанского лагеря, — поясняет хозяин агроусадьбы. — Отдыхающему человеку интересны не только наш свежий воздух, тишина, драники, но и местная история.

А еще Леонид Николаевич приобрел помещения бывшего клуба и школы, намерен на их базе создать музей Обидемли. Который нужен не столько гостям агроусадьбы, сколько жителям деревни, их детям, внукам.

Анатолий и Тамара Гурлени раньше жили в Солигорске. Два десятилетия назад, оставив квартиру детям, вернулись в родную деревню. Построили уютный двухэтажный домик, превратив окрестности в райский уголок: беседка, море цветов, на которых усердно трудятся пчелки собственной пасеки. Тамара Леонидовна в соседнем лесу часто собирает чернику — семье на компоты, варенье. Но сельские женщины помоложе несут ягоды из леса ведрами, заработать в день две сотни тысяч — для них не проблема. А Анатолий Владимирович ездит на работу в Солигорск. Да, забот много, но это тот случай, когда они приносят истинное удовольствие. И трудно даже представить причину, которая вынудила бы супругов оставить этот созданный их руками благоухающий уголок.
— В районе обустроены 15 агрогородков, но мы не делаем ставку только на них, — комментирует председатель Солигорского районного Совета депутатов Лидия Клишевич. — И в других 155 населенных пунктах, в сорока из которых обитает менее чем по два десятка человек, мы стремимся создать условия для нормальной жизни. Практически во все деревни продукты доставляют автолавки. В определенное время приезжают и ведут прием медики. Ходят автобусы, нет проблем с телефонной связью. Одновременно руководители сельсоветов поддерживают инициативу деловых людей, готовых обосноваться в деревнях, развивать их. И речь не только о производстве — в отдаленных селениях можно создавать базы для отдыха, агротуризма, народных промыслов.

Что и делают энергичные жители Обидемли.

А моя поездка в возрождающуюся Обидемлю закончилась знаковым разговором с 88-летним Виктором Плешевеней. “Не раз родные, друзья предлагали переехать в город, — рассказал ветеран. — Но я ни за что не оставлю этот чудесный уголок. Смотрите: лес чуть ли не в окна заглядывает, в нем птички поют, изобилие ягод, грибов. Чистый воздух, тишина...”

Такой же густой лес укрывал юного командира партизанского отделения Виктора Плешевеню, уходившего на задания со знаменитого острова Зыслов. Потом с боями солдат прошел через Польшу, Венгрию, Югославию, Австрию, видел много, а потому без лишнего пафоса утверждает: лучше Обедемли, где он многие десятилетия проработал учителем, места нет.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter