Белорусские банки уходят в Интернет. Насколько вырастет объем «карточных» платежей?

Жители Беларуси за минувший год с использованием банковских карточек потратили около 1,3 миллиарда белорусских рублей (примерно 13 миллионов российских). По сравнению с российским годовым объемом электронной коммерции в 150 миллиардов российских рублей это, несомненно, мизер. Но в Беларуси этот сектор активно развивается. Только за первый квартал текущего года уже удалось превысить годовые показатели 2009-го. Дальнейшее развитие системы «пластиковых» платежей в Интернете, как отмечают эксперты, поможет решить государственную задачу по увеличению в розничной торговле доли безналичных расчетов. Однако для этого придется постараться на другом поприще – активно снижать тарифы на услуги доступа во Всемирную сеть и развенчивать обывательские мифы и страхи.

Жители Беларуси за минувший год с использованием банковских карточек потратили около 1,3 миллиарда белорусских рублей (примерно 13 миллионов российских). По сравнению с российским годовым объемом электронной коммерции в 150 миллиардов российских рублей это, несомненно, мизер. Но в Беларуси этот сектор активно развивается. Только за первый квартал текущего года уже удалось превысить годовые показатели 2009-го. Дальнейшее развитие системы «пластиковых» платежей в Интернете, как отмечают эксперты, поможет решить государственную задачу по увеличению в розничной торговле доли безналичных расчетов. Однако для этого придется постараться на другом поприще – активно снижать тарифы на услуги доступа во Всемирную сеть и развенчивать обывательские мифы и страхи.

Жители Беларуси долго привыкали к пластиковым банковским карточкам, банкоматам, инфокиоскам, платежным терминалам в торговле. До сих пор еще некоторые предпочитают иметь «живые» наличные, а не виртуальные на карточке, хоть и легко материализующиеся в банкноты.

Теперь же, когда карточками пользуется подавляющее большинство белорусов, пришло время сделать их работу еще более виртуальной.

Первым и, по сути, единственным проектом в этой сфере стало сотрудничество Приорбанка, входящего в пятерку крупнейших банков Беларуси, и системы WEBPAY. Принцип работы прост: находишь в Интернете товар или услугу и, если продавец это позволяет, расплачиваешься с помощью банковской пластиковой карточки. Вводишь сумму, реквизиты карточки, и деньги списываются с твоего счета. Немного непривычно, но экономит время, избавляет от изнурительных походов по магазинам.

Как рассказывает заместитель директора департамента электронных каналов сопровождения и продаж Приорбанка Валерий Бойко, около 95 процентов приходится на услуги и только 5 процентов – на товары. В пятерке самых популярных услуг – операции по депозитам, платежи за услуги ЖКХ и операторов мобильной связи, интернет-провайдеров, турагентств и авиакомпаний. В тройке наиболее часто оплачиваемых товаров – программное обеспечение и онлайн-игры, цветы, билеты на мероприятия.

Активность дальнейшего прироста объемов интернет-эквайринга, по мнению Валерия Бойко, будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, необходимо снижать тарифы на доступ в Интернет, особенно для пользователей в регионах. Во-вторых, необходимо, чтобы интернет-магазины постепенно уходили от серых схем работы, принимали в качестве оплаты не только наличку, но и «карточные» платежи. В-третьих, следует рассеивать людские сомнения по поводу того, насколько защищены виртуальные платежи от всевозможных мошенников. В-четвертых, важно преодолеть и консерватизм некоторых белорусских банков, которые пока не позволяют держателям своих пластиковых карт совершать с их использованием платежи в Интернете.

Регулярно доступом в Интернет, по некоторым оценкам, пользуется каждый третий белорус. «Уже через год-два и в Беларуси может появиться тариф «анлим» за 10 долларов в месяц», – считает коммерческий директор интернет-провайдера «Атлант Телеком» Александр Вавуло. Как скоро это случится и с какой скоростью белорусы смогут за 10 долларов в месяц иметь круглосуточный и неограниченный по трафику доступ ко Всемирной паутине – это в значительной степени будет зависеть от того, какими темпами будет продвигаться либерализация на рынке, на котором сейчас по основным позициям доминирует государственный оператор Белтелеком. Однако уже очевидно, что конкуренция нарастает. Мобильные операторы life, velcom и МТС активно развивают сеть связи третьего поколения (3G).

«Мобильный доступ в Интернет вряд ли полностью заменит стационарный, скорее они станут дополнением друг друга», – считает Александр Вавуло. Благодаря этому жители Беларуси смогут иметь доступ в Интернет не только дома или на работе, но и в дороге. Соответственно, появится и больше возможностей для «пластиковых» интернет-платежей.

Подстегнуть развитие интернет-эквайринга можно было бы, как полагают некоторые эксперты, если бы государство по аналогии с требованиями к стационарным торговым объектам стало бы обязывать  владельцев интернет-магазинов принимать для оплаты банковские пластиковые карточки. Однако есть и противники таких радикальных действий. Они опасаются, что это может привести к закрытию многих виртуальных торговых площадок.

В Нацбанке хоть и крайне заинтересованы в наращивании доли безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карт, но принятие директивных решений пока считают нецелесообразным.

Сами же коммерческие банки предлагают действовать более мягко: подключиться интернет-магазинам к той же системе WEBPAY бесплатно, а за пользование отдавать не более 4 процентов от выручки.

Как бы там ни было, но рядовым белорусам можно уже постепенно осваивать такой вид оплаты. Ведь и сотовый телефон, и банкомат когда-то казались небывалыми диковинками…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter