Белорусская музыка удивляет

В репертуаре «Классик-Авангард» – старинная белорусская музыка, зарубежная музыка XVII–XX веков, шедевры русской классики, авангард начала XX века, сочинения современных композиторов.

Владимир Байдов – художественный руководитель и дирижер ансамбля солистов «Классик-Авангард» Белорусской государственной филармонии. Коллектив из 20 профессиональных музыкантов,  большинство из которых – лауреаты престижных национальных и международных конкурсов, был основан в 1988 году, официальное признание получил 1 сентября 1991 года. В репертуаре «Классик-Авангард» – старинная белорусская музыка, зарубежная музыка XVII–XX веков, шедевры русской классики, авангард начала XX века, сочинения современных композиторов.

– Владимир Алексеевич, на днях вам присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, с чем вас и поздравляем. Что нового произошло в жизни вашего коллектива в последнее время?

– В прошлом году мы представили белорусской публике несколько программ из произведений основоположника польско-белорусской оперной школы Станислава Монюшко – самого знаменитого музыканта, который родился на белорусской земле. Два года назад при поддержке Польского института выпустили компакт-диск «Новое небо Станислава Монюшко», составленный из его произведений, и тогда же впервые за 170 лет в Беларуси прозвучала его музыкальная комедия «Лотерея». Ноты нашли в Познани, либретто перевели на белорусский язык.
22 июня этого года подарили публике эксклюзивную программу «Сувенир от Маэстро», в которой звучала музыка Шопена и его современников. За редкими музыкальными материалами обращались в архивы Варшавы. Ездили с концертными программами по агрогородкам в окрестностях Мяделя, Воложина, Вилейки и Клецка. Замечу, в Беларуси такие культурные акции дотируются государством.

– Известно, что за границу вы ездите не только в поисках забытой национальной  музыки, но и представляете ее зарубежному слушателю.

– Безусловно. В сентябре прошлого года побывали в Астане на мероприятиях, посвященных Дню культуры Беларуси в Казахстане. Представляли нашу страну вместе с сотрудниками Музея современного изобразительного искусства и двумя солистами Большого театра оперы и балета Беларуси. На концертах звучала старинная белорусская музыка – произведения Яна из Люблина,  «Полоцкая тетрадь», «Виленская тетрадь», отрывки из «Лотереи» Станислава Монюшко, белорусские народные песни в обработке для оркестра, романсы.
В апреле этого года побывали в Северной Корее на Фестивале  искусств «Апрельская весна». В нем участвовали музыкальные, хорео-графические и цирковые коллективы из Китая, США, Кубы, Франции, Италии, Финляндии, Германии, а также Южной Кореи.

Представители Беларуси участвуют в этом фестивале с 2000 года. Свое искусство уже демонстрировали Национальный концертный оркестр Беларуси под руководством Михаила Финберга, Государственный народный оркестр имени Жиновича, солисты Большого театра оперы и балета. А в этом году программой «Танцы народов мира», накануне поездки показанной в Малом зале Белгосфилармонии, страну представлял наш коллектив. Звучала индийская,  японская, тибетская,  румынская, молдавская, итальянская музыка. Кроме того, в программу входили блоки белорусской и корейской музыки.

Корейцы нас встречали тепло, дарили овации, даже подпевали. Особенно их покорила корейская музыка в исполнении белорусских музыкантов, за что коллектив был отмечен специальной премией. Международное жюри также  высоко оценило профессионализм, яркость исполнения, оригинальность программы. Нам вручили два приза. Вместе с другими победителями фестиваля «Классик-Авангард» участвовал в гала-концерте на сцене Большого оперного театра Пхеньяна. Всего было отмечено около 10 коллективов из 40.

– Владимир Алексеевич, название вашего коллектива говорит о том, что вы исполняете и классическую музыку, и авангардную. Любопытно, какой музыки все-таки больше в вашем репертуаре?

– В последнее время авангарда играем меньше. Эта музыка не для массового слушателя, поэтому ее исполнение требует дотаций. Так, во Франции, Нидерландах, Швеции музыку современных композиторов слушает только элита. Такие концерты записывают в фондах культурного наследия, кассовые варианты отсутствуют. У нас концерты современной музыки, к сожалению, не дотируются. Поэтому в нашем репертуаре больше старинной белорусской классики.

– Но где вы берете партитуры оригинальной старинной музыки?

– Покупаем, привозим из зарубежных архивов, в которых фото-графируем нотные записи. Мы были удивлены тем, что  в белорусских архивах национальной музыки нет. Сказались война, бесхозяйственность. Благо, белорусские нотные записи сохранились в архивах Санкт-Петербурга. Случаются и открытия. Недавно одна из наших коллег привезла из Польши пачку отснятых нот. Музыка середины XIX века! Я был поражен – обложка издания оформлена явно профессиональным художником. Указано и издательство – Минск. Как видите, в середине XIX века в Беларуси были свои музыкальные издательства. И судя по обложке, ноты стоили недешево. Хотя  предназначались они для домашнего музицирования, распространенного в те времена.

– Как думаете, в чем причина того, что спустя два столетия белорусы стали меньше интересоваться академической музыкой?

– К сожалению, у нас упал престиж профессии музыканта. А между тем филармония в соседней Польше – учреждение уважаемое, концерты регулярно собирают аншлаги. И хотя наша филармония готовит не менее интересные программы, такой посещаемости нет. Считаю, что традиции музыкальной культуры должны формироваться, начиная с семьи.

– Что в ближайших творческих планах вашего коллектива?

– В рамках празднования Дня белорусской письменности 4 сентября ожидается сольный концерт в Ганцевичах. Зрители смогут насладиться музыкой Огинского, Орды, Монюшко. В честь 20-летнего юбилея ансамбля 5 октября в Малом зале Белгосфилармонии совместно с нашим давнишним партнером – Польским институтом пройдет праздничный концерт. Прозвучат «Князь Потемкин» Кароля Шимановского, «Маленькая сюита» Витольда Лютославского, Симфония «Post Scriptum» Дмитрия Лыбина, «Summer Dreams» Павла Стрелецкого, «Сцены из Булгакова» Ежи Корновича.
А в первой декаде декабря всех ценителей музыки приглашает традиционный фестиваль имени И. Соллертинского в Витебске. И наконец, к 23 февраля следующего года совместно с хореографическими коллективами готовится проект, в программе которого будет звучать великолепная музыка Штрауса и его сыновей.

Ольга Чирук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter