Молока в России стало больше, но и у белорусского там есть своя ниша

Белорусская молочка на российском рынке

На прошедшем недавно в России съезде Национального союза производителей молока «Союзмолоко» озвучена информация о производстве этого продукта. Его валовой объем за 2023‑й достиг 33,5 миллиона тонн — на 500 тысяч больше, чем в предыдущем году. По этому поводу появились различные суждения. От восторженных российских, мол, еще немного, и полностью обеспечим страну своим молоком. До пессимистических от белорусских «умников»: куда в этом случае мы денем свои излишки молока? На самом деле не правы ни те ни другие. Попробуем взглянуть на ситуацию объективно.

Белорусские молочные заводы держат марку на международной арене.

Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев на съезде отдал должное отрасли: растет продуктивность в молочном животноводстве, хорошо выстроена работа по созданию современных производств, в частности за последние пять лет введено более 900 современных молочных комплексов. Но при этом заметил: «По доктрине продовольственной безопасности индикатор самообеспеченности молочной продукцией составляет 90 процентов, своей продукцией закрываем его на 85. Основной объем импорта молочной продукции приходится на Беларусь, в 2023 году он превысил 5,5 миллиона тонн в пересчете на сырое молоко. Главным образом мы закупаем сыры, сливочное масло, кисломолочную продукцию и питьевое молоко. Отмечу, что вместе с белорусскими товарами в рамках Союзного государства обеспеченность рынка уже стремится к 100 процентам».
Вообще, на съезде с почтением отозвались о Беларуси, отметили, что именно наша дружественная страна пришла на выручку соседям в условиях санкций, закрыла своей молочной продукцией образовавшиеся ниши на рынке из‑за ухода зарубежных компаний. В итоге доля Беларуси в объеме импорта молочной продукции в Россию выросла с 70 процентов в 2021 году до 86 в 2022‑м. А в прошлом году этот показатель и вовсе достиг 91.
А теперь ответ российским оптимистам и нашим пессимистам на вопрос, сможет ли Россия со временем полностью обеспечить себя молоком и есть ли реальный повод этого бояться. Во‑первых, увеличение производства молока на 500 тысяч тонн в масштабах огромной России — цифра скромная. Во‑вторых, страна остается не только импортером, но и экспортером этой продукции. Как отметил на съезде Дмитрий Патрушев, важно не прекращать поставки молочной продукции на экспорт для удовлетворения потребностей дружественных стран. Он сообщил, что в 2023 году для российской молочки открылись три новых рынка сбыта — Пакистан, Гонконг и Афганистан. «Таким образом, сейчас мы поставляем нашу молочную продукцию уже в 73 государства», — напомнил министр.

Белорусским производителям и переработчикам молока надо помнить, что в России для нас всегда есть огромная ниша для поставок. Она заселена неравномерно, и большинство людей проживает на территории европейской части. Из 146 миллионов человек общего населения страны в Москве и Московской области — более 21 миллиона, в Санкт‑Петербурге и Ленинградской области — около 8 миллионов. Туда требуется огромное количество молочной продукции, своей не хватает, а дальним регионам ее порой выгоднее продать за рубеж, чем везти на большие расстояния. А из Беларуси доставлять молочку в эти мегаполисы относительно близко. Что мы и делаем. Кроме того, у восточных соседей немало областей, где также недостаточно производится молочной продукции. Значит, нашим маркетологам есть где развернуться.

Словом, в России своего молока недостаточно. По большому счету, наши соседи и не стремятся сами полностью закрыть эту позицию на рынке. Они уверены, что дружественная Беларусь всегда готова поставить им один из своих главных экспортных товаров. Так что просим никого не беспокоиться. Все, как и раньше, здесь будет нормально.

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter