Белорусская филармония торжественно открыла 83-й концертный сезон

Нынешнее открытие ознаменовалось возвращением старой традиции, согласно которой начало сезона приурочивалось к Международному дню музыки, учрежденному решением 15-й Генеральной ассамблеи Международного музыкального совета при ЮНЕСКО в 1973 году. 


На сей раз этот особенный, единственный в году концерт прошел в уникальном формате, сопоставимом разве что с 80-летним юбилеем Белорусской филармонии 22 сентября 2017 года, когда в гигантском гала-концерте участвовали чуть ли не все 19 филармонических коллективов, включая «Камерату», «Купалінку» и «Свята». Нынче художественное руководство мудро ограничилось академическими жанрами. 

В первом отделении выступил заслуженный коллектив Республики Беларусь Государственный камерный оркестр под управлением заслуженного артиста России Евгения Бушкова. 

– Этот концерт – большое событие в жизни музыкантов, которые шесть месяцев были обречены на бездействие, – говорит разгоряченный после выступления маэстро, которого я едва-едва нагнала в репетитории оркестра. – У нас последний концерт состоялся в середине марта. За время изоляции и социальных отпусков у нас накопилась огромная энергия. Приятно, что это большое событие происходит в Международный день музыки. 

За одиннадцать лет совместного творчества Государственный камерный оркестр Республики Беларусь глубоко сросся со своим художественным руководителем.

«Цель музыкального исполнения – пробудить в слушателе не контролируемые разумом эмоции», – говорит Евгений Бушков, имея в виду, разумеется, эмоции добра, любви, восторга, сострадания, слияния с жизнью и природой.  Сам в прошлом выдающийся виртуоз, он поощряет в музыкантах открытость эмоций и виртуозность. Здесь каждый – солист.  Это проявляется даже в том, что скрипачи и альтисты частенько исполняют музыку стоя, а не сидя, как это принято в оркестровой игре.


И, конечно, удивительные концертные программы, сочетающие в себе привычность и острую, пугающую новизну, традиции и современность.  Вот и на этот раз в одном отделении умудрились представить абсолютно разную музыку.  

Хотите Моцарта? Вот вам любимый народом дивертисмент, исполненный в блестящем, энергичном и абсолютно классическом стиле. И тут же рядом – оркестровые переложения, сделанные самим Бушковым: «Колыбельная» Чайковского– Рахманинова и «Вариации на тему Паганини» Эжена Изаи (первое исполнение в Беларуси), которые Бушков превратил в ослепительное концертино для десяти солистов и оркестра. Один за другим выступают с виртуозными соло скрипачи Олег Подов, Екатерина Мищанчук, Анастасия Каризна, Юлия Подова, Ольга Гуз, Кузьма Папакуль, Мария Ракель, Сергей Терешков, альтист Игорь Цховребов, а затем вновь уходят в тень, в гущу оркестра. И нельзя сказать, что кто-то из них играет лучше или хуже, все они солисты и все в равной степени хороши.

– Мне кажется, это очень удачный, виртуозный, зрелищный номер, – говорит Бушков. – Я рад, что это сработало.


И на закуску – невероятный «Магнификат» аргентинского композитора Мартина Палмери. 12 декабря 2019 года минчане аплодировали его «Мессе-танго». Тут великолепно было все: и музыка, сочетающая в себе барокко и танго, и оркестр, и Государственный камерный хор, и солисты –  Анастасия Храпицкая, Екатерина Михновец, Андрей Сиваков (ну какое же танго без бандонеона), Марина Ромейко.

Казалось бы, всего этого с лихвой хватило бы на целый концерт, тем более что публика бешено аплодировала, а впечатление оказалось единым и цельным. Но нет, дальше было второе отделение, целиком отданное Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Беларусь во главе с его главным дирижером, народным артистом Беларуси Александром Анисимовым.  
И здесь тоже блестящая программа, в которой было несколько значимых премьер. Прежде всего – премьера обновленного органа, который за время вынужденного простоя пережил реставрацию. Народный артист Беларуси Игорь Оловников экспрессивно и бережно исполнил Концерт №1 соль минор для органа с оркестром Георга Фридриха Генделя.

Впервые прозвучало Концертино для валторны с оркестром белорусского композитора Андрея Мдивани в оркестровой редакции Константина Яськова.  Эта премьера стала подарком композитору в день его 83-летия. В роли солиста выступил лауреат международных конкурсов Алексей Белокурский.  
Из других номеров нельзя не вспомнить Арию для скрипки с оркестром белорусского композитора Льва Абелиовича, проникновенно исполненную заслуженной артисткой Республики Беларусь Юлией Стефанович.


И в завершение – симфоническая фантазия «Танцы из Галанты» Золтана Кодаи, зажигательно исполненная оркестром.  Особенно хороши были соло кларнета, где блеснул лауреат международных конкурсов Петр Науменко. 

Трехчасовой концерт прошел с огромным подъемом, при том что на сцене не было ни единого гастролера. 

– Благодаря тому, что филармония не растратила свои профессиональные кадры и удержала все на хорошем профессиональном уровне, мы пока можем обходиться и своими силами, – говорит художественный руководитель Белгосфилармонии, заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Гильдюк. – Конечно, без гастролеров нам непросто. Будем ждать, когда начнут летать самолеты и откроются все пути для того, чтобы у нас была фестивальная международная жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter