Белорусская дорога на восток

В сентябре в Талдыкоргане ожидаются масштабные переговоры по белорусско-казахстанскому торгово-экономическому сотрудничеству

В сентябре в Талдыкоргане ожидаются масштабные переговоры по белорусско-казахстанскому торгово-экономическому сотрудничеству

Казахстан всегда был одним из основных партнеров Беларуси. А после формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства сотрудничество двух стран обрело стратегический характер.

Главный двигатель двустороннего экономического сотрудничества – торговля. Только в прошлом году появилось 113 новых позиций белорусского экспорта в Казахстан. Всего же сегодня Минск поставляет в Астану более пятисот товарных позиций, а это в сотню раз больше, чем еще несколько лет назад. Основу белорусского экспорта составляют сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили, мебель, изделия из пластмасс, продажа лифтов, лекарства, широкий ассортимент продуктов питания. И, как показывают постоянно проводимые выставки-продажи, белорусские товары популярны и востребованы у казахстанцев. Надпись «Сделано в Беларуси» они связывают с высоким качеством при разумной цене.

В 2012 году позитивная динамика развития взаимной торговли предыдущих лет продолжилась. За четыре месяца нынешнего года товарооборот составил без малого 300 миллионов долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2011-го увеличился на четверть.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Казахстане Валерий Брылев признает, что во взаимной торговле наблюдается ощутимый дисбаланс в пользу Беларуси (в процентном соотношении – 70 к 30). Убрать перекос в торговле, по его мнению, можно за счет поставок казахстанской нефти, и межправительственное соглашение на этот счет уже готовится. Однако это непростой вопрос, потому что завизировать документ должна российская сторона, так как транспортировка нефти будет проходить через ее территорию.

Тем не менее обе стороны убеждены, что потенциал стран во взаимном сотрудничестве используется далеко неполно. И на то есть немало причин, как объективных, так и субъективных, одна из которых – огромное расстояние между странами. Разумеется, для того чтобы раскрутить маховик всеобъемлющей кооперации, требуются время и немалые усилия с обеих сторон. Причем не только государственных органов, но и бизнеса.

На недавней пресс-конференции в Минске Валерий Брылев сообщил, что сегодня Беларусь и Казахстан реализуют 60 проектов дорожной карты развития торгово-экономического сотрудничества на 2012—2013 годы. Причем каждый из проектов весьма перспективный и масштабный. К 12 совместным сборочным производствам вскоре добавятся новые. В Семипалатинске действует сборочное производство белорусских тракторов. В текущем году уже поставлено около тысячи машинокомплектов четырех моделей как базовых тракторов, так и энергонасыщенных, таких как МТЗ-3022. В город Костанай идут на сборку комбайнокомплекты ПО «Гомсельмаш». В Карагандинской области собираются белорусские БелАЗы. Казахстанские предприятия приступают также к сборке другой белорусской техники, лифтов, мебели. Всего сборочные производства открыты в десяти регионах Казахстана. Обсуждается возможность создания совместного производства комплексных удобрений с использованием белорусского калия. «Мы хотели бы создать такое производство в Казахстане, и, думаю, со временем придем к этому решению», – сказал Валерий Брылев.

Прорабатываются лизинговые схемы поставок сельскохозяйственной и грузовой техники. На улицах Астаны сегодня трудятся около полусотни автобусов МАЗ. Перспективными специалисты считают проект по развитию плодоовощной промышленности в Казахстане: с помощью Беларуси здесь могли бы перерабатывать качественные дары садов и полей, а потом поставлять и в Беларусь, и на другие рынки Европы.

Показательно, что в Казахстан идут не только белорусские промышленные гиганты, но и частные компании, что является верным показателем перспективности экономического сотрудничества. Скажем, популярность «Милавицы» в Казахстане не уступает востребованности на родине. Оптовые поставки (в среднем на два миллиона долларов ежегодно) поддерживаются через франчайзинговую сеть магазинов. На начало нынешнего года в Астане и Алматы работало пять торговых объектов под брендом Milavitsa. Свои фирменные магазины в Казахстане имеют еще один белорусский производитель белья «Серж», производитель трикотажа минская компания «Ареола», работает магазин детской одежды «Оранжевый верблюд», дилерские сети имеют мебельные фабрики «Пинскдрев», «Инволюкс», «Лагуна» и другие предприятия.

Казахстан реализует десять достаточно серьезных проектов совместно с НАН Беларуси. В частности, в стране, занимающей девятое место в мире по территории, есть проблемы с подведением коммуникаций, воды, газа к отдаленным селам и аулам. Чтобы решить вопрос обеспеченности чистой водой, в Казахстане применяют локальные установки с опреснителями, и белорусские ученые помогают реализовать эти идеи на практике. Кроме того, казахстанские партнеры перенимают у белорусов опыт строительства агрогородков, организации молочно-товарных ферм, развития животноводства. То есть поле для деятельности ученых двух стран огромное.

Прокладывают дорогу в Казахстан и белорусские строители. С их помощью в Караганде строится первый в стране энергоэффективный жилой дом по белорусскому проекту. Проект с трудом прошел экспертизу, поскольку местные строители не совсем были готовы воспринять те технологии и разработки, которые в Беларуси уже отработаны. Казахстан также интересует белорусский опыт в области индустриального строительства жилья, потому как в стране индустриальное жилое строительство практически отсутствовало, строятся только монолитные жилые дома. А при зимней температуре воздуха минус 40 градусов и больше возводить такое жилье трудно, да и выходит оно плохого качества.

По поручению Президента Беларуси прорабатывается еще один крупный проект – участие в строительстве казахстанского участка автотранспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, цель которого связать Китай с Европой через Казахстан, Россию и Беларусь. «Мы не планируем инвестировать в проект свои средства, а предлагаем своих специалистов и технику – МАЗы, БелАЗы, погрузчики «Амкодор», – сказал посол. Кроме того, на этой трассе в районе Алматы будет строиться мегаполис, там предполагается создание логистических центров, где могут размещаться и белорусские товары. Эту тему планируется детально проработать на предстоящем заседании межправительственной белорусско-казахстанской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое должно состояться в сентябре в городе Талдыкоргане в Казахстане.

В целом взаимный белорусско-казахстанский товарооборот за последние три года увеличился более чем на треть и в 2011 году приблизился к миллиарду долларов. Специалисты уверены, что уже в ближайшие годы можно увеличить этот показатель еще как минимум в пять раз, подняв его до пяти миллиардов долларов и более.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter