Узнали, как живется ямайцу, который 35 лет назад приехал в Беларусь и женился на могилевчанке

Белорус по собственному желанию

Германия, Голландия, Канада, США или родная Ямайка. Деле‑Самуэл Озовехе мог выбрать любую точку мира для жизни и работы, но лучше и комфортнее Беларуси, подчеркивает сам, для него страны нет. В Синеокую с жарких берегов перебрался 35 лет назад и за это время стал истинным белорусом. Не только по паспорту, но и сердцем.


Самуэл — так зовут коллеги по цеху темнокожего формовщика изделий и конструкций ОАО «Могилевский домостроительный комбинат». На предприятии мужчина работает без малого 20 лет. Укладывает бетонную смесь в формы. Готовые внутренние и наружные стены, плиты перекрытия отправляются на стройплощадки, где из деталей возводят дома.
— Работаем даже ночью, — объясняет улыбчивый ямаец. — Казалось бы, санкции, сложные экономические условия, но у нас все замечательно. Количество заказов только растет, а с ними и зарплата, причем не номинально, а ощутимо. Ради этого можно и постараться, тем более строить дома — моя мечта. 
На родине я получил высшее архитекторское образование, правда, сидеть в кабинете среди бумаг не хотел, больше интересовался практикой. А с учетом того что мне всегда нравился социалистический уклад жизни и мечтал о русской жене, отправился в Советский Союз.

Нужно понимать, что тогда ямайцы называли русскими всех выходцев из СССР. В 1990‑е знания Озовехе о нашей стране были минимальными, и попал к нам он, можно сказать, случайно. По направлению прибыл в Москву, а оттуда отправили в Минск учить русский язык в БГУ. Следующим пунктом через десять месяцев стал Могилев, где Самуэл учился в архитектурном техникуме по специальности.


— Наверное, сейчас бы меня назвали мажором, — рассуждает формовщик домостроительного комбината. — Каждый месяц мое государство платило 200 долларов стипендии, еще 90 рублей на питание мне выделял Советский Союз. Плюс поддерживали обеспеченные родители. Так что с финансовой точки зрения жил я очень хорошо. После пяти лет учебы пришлось на год вернуться на Ямайку на отработку. Затем успел пожить еще в нескольких странах, но меня всегда тянуло в Беларусь. Пожалуй, по менталитету, по характеру мне белорусы приятнее и ближе всех.

Оглядываясь назад, Самуэл не может не отметить положительную динамику в отношении к иностранцам. В 1990‑е темнокожие люди в Могилеве были экзотикой и порой реакция прохожих на них была не совсем адекватной, признается он:

— Могли показать пальцем, назвать обезьяной или просто в ужасе отшатнуться, когда я спрашивал дорогу. К счастью, это были единичные случаи. Куда страшнее было встретиться со скинхедами, которые запросто могли избить только за то, что у меня другой цвет кожи. Позже власти искоренили эту проблему, менялось и отношение общества к темнокожим в целом. Больше белорусов стало говорить на английском, путешествовать, в городах появилось больше информационных указателей для иностранцев, туристам стали предлагать массу услуг. Упростилась процедура въезда в страну. Я вижу огромные подвижки. К тому же в стране очень благополучная обстановка в плане преступности, здесь спокойно, мирно. Как результат — в Могилеве все чаще можно встретить иностранцев.


Свою будущую жену Самуэл встретил в Минске. Был какой-то праздник, на улицах множество народа. Его внимание привлекла милая скромная девушка. Подошел и был приятно удивлен — хорошо говорит по-английски:

— Светлана, как выяснилось, родом из Могилева. И когда мы расписывались в 1990 году, в ЗАГСе нам сказали: это первый официальный брак, когда могилевчанка выходит замуж за афроамериканца. Вот такой удивительный факт. Родители жены были в шоке от выбора своей дочери, но со временем свыклись. Молодые мы жили в общежитии, теща приносила нам свои фирменные драники. Жену очень люблю — спокойная, домашняя, заботливая. И когда спрашивают, не жалею ли, что не остался на Ямайке и не могу иметь сразу несколько жен, смеюсь — нисколько!

Набрала наша страна вес и на международной арене. Она становится все более узнаваемой и привлекательной для посещения, считает Озовехе:

— Мои родственники и иностранные друзья раньше скептически отзывались о белорусской экономике — мол, страна не самая богатая. Но, побывав здесь, увидев добрых, отзывчивых белорусов, попробовав вкусную еду, они понимают, что не в количестве денег счастье, а в уважительном отношении друг к другу и социальном равенстве.


Все свои наблюдения белорус с ямайскими корнями мечтает оставить в книге «Жизнь иностранца в СССР», для которой сейчас собирает материал. Это будет автобиография, истории знакомств с белорусами, их культурой, традициями. 
— Мне же моя работа в Могилеве очень нравится, — говорит Самуэл. — Постоянно узнаю что-то новое, совершенствуюсь, постигаю новые технологии. И главное, когда иду по городу и вижу результат в том числе и моей работы, испытываю чувство гордости — могу быть полезным любимой стране!
soloveva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter