Белый день, красная линия, черный рынок – о чем говорят цвета в нашей жизни

Белое - красное - черное

Жизнь — пестрая штука. Или черно-белая, как зебра. Серые будни, белый день, красная линия. Если вслушаться в повседневные разговоры и присмотреться к традициям предков, дошедшим до наших дней, мы вдруг заметим, насколько полна смыслов цветовая гамма, которой пользуемся, не придавая тому значения. Заведующий историко-краеведческим отделом Гомельского дворцово-паркового ансамбля Анна КУЗЬМИЧ — автор выставочного проекта «Белое — красное — черное» — детально разбиралась в цветовой палитре, взглянув на нее с точки зрения народной культуры и современной психологии. 


Зри в корень

Иду на встречу к историку и попутно размышляю — а ведь и правда, по цвету мы читаем многие вещи. Нет у меня лишних вопросов, когда вижу барышню в белоснежном подвенечном платье. Понятно — собрался человек в ЗАГС. Или новорожденного в «конверте» с бантом розового цвета. Сто процентов, что девочка. Опять же одежда цвета хаки скажет о причастности к военной службе… Поэтому и вопросы к Анне Васильевне буквально с порога:

—  Откуда берутся все эти подтексты?

— Символика цвета меня давно интересовала, — рассказывает предысторию, — особенно в народной культуре.  Захотелось разобраться в этих вопросах. С одной стороны, появление цвета в национальной одежде было продиктовано какими-то практическими соображениями. Но, с другой, оказалось, у всего свои  корни. Ведь можно было одежду не выбеливать, а носить серую. Или орнамент помещать не красный, а зеленый. Когда же начинаешь углубляться в историю человечества, приходит понимание: все это закладывалось на глубинном уровне, связано с практикой восприятия мира и в конечном итоге закольцовано на нашей психологии. Так и родился выставочный проект «Белое – красное – черное».  

Почему день — белый?

С легкой руки историка отправляюсь в прошлое. Человек, живший в первобытном обществе, белый цвет воспринимал только положительно — свет, чистота, жизнь, избранность.

— А еще белый цвет ассоциировался с прошедшим временем, — подсказывает Анна Кузьмич, уже изведавшая тайные тропы подсознания предков. — Отсюда пробелы памяти, «белые архивы». Годы проходят, плохое забывается — обеляется. И еще одна ассоциация с белым: новый виток жизни. Думаете, почему ребенка при рождении пеленали в белое, а умершего человека одевали в белый саван? Переход в новое качество, на новый этап.

— Черное же противовес… — нахожу на выставочной экспозиции повседневные словосочетания «черный рынок» и «черный юмор». 

— Ассоциации с негативом: страшным, трудным, тайным, запретным, опасным и в то же время аскетичным. Как ни странно это прозвучит, черным цветом на подсознательном уровне маркировалось будущее время. Именно потому, что никто не знает, что ждет впереди. Вспомните черную кошку, которая перебегает дорогу. Посыл на грядущие неприятности. Серый же располагается между белым и черным. Поэтому и значит что-то обыденное, повседневное, текущее. И — настоящее. Вскоре древний человек открыл для себя красный цвет — цвет крови, огня, тепла. С ним и сегодня ассоциируется полнота жизни, красота, радость, любовь. Но и агрессия, война.  

Возраст — по плечу

Наши предки не просто так или иначе трактовали цвета. Они еще и разговаривали на языке известной им палитры. Триада «белый – красный – черный» использовалась задолго до появления одежды. Анна Васильевна расшифровывает это на выставочных примерах:

— Природные пигменты наносились на тело и имели символическое значение.

Так, белая краска использовалась в магических ритуалах, в которых люди обращались к силам добра и жизни или защищались от злых духов. Опять же белый цвет шел в ход при защите от сглаза и порчи, будучи неподвластным злу. Кстати, черный тоже мог использоваться для защиты от всего дурного, но тогда он означал, что его носитель не обладает ничем таким, что достойно зависти. Поэтому на лица новорожденных наносили черные точки, чернили дома…

А уж когда дело дошло до одежды, то все эти знаки и символы стали переносить на нее. Первым делом — на рубаху, которая ближе к телу. Платья наших прабабушек, ловко сидящие на манекенах, выстроились рядочком в экспозиционном зале музея. Рассматриваю тканую красоту. «У каждой рубахи свой подтекст», — объясняет по ходу движения Анна Кузьмич. Значение, как известно, имел не только орнамент, но и его расположение:

— Символы вышивались по краям одежды: подол, горловина, низ рукава, манжеты. Это было своего рода заклинание против злых сил, которые могли проникнуть под рубаху — в душу. Орнамент как бы запечатывал все входы. Символами «расписывался» и плечевой пояс — самая рабочая часть руки. Именно заклинания, которые помещались на этой части рукава, придавали человеку силу. А еще плечевой орнамент был вроде паспорта, который рассказывал о возрасте и статусе. Видите, ромбы закрытые — значит, эта рубаха принадлежала девушке. У замужней дамы ромбы сочетаются с косыми или прямыми крестами, у пожилой женщины, чьи дети создали свои семьи, — сдержанный орнамент в белых цветах.

Кстати, сочетание белого и красного составляло жизнеутверждающую пару, символизирующую добрые силы, почет, богатство, могущество. При этом белый нивелировал отрицательное воздействие красного. А вот если красный сочетался с черным, его негативные стороны только усиливались. 

Крестиком по символам

Неминуемая поступь прогресса сильно ударила по известной нам триаде. В нашей стороне перемены начались во второй половине XIX века, когда на российском рынке закрепилась парфюмерно-косметическая фирма «Брокар и К». Среди прочей продукции она начала выпускать мыло, упакованное в яркую обертку, на которой печатались схемы вольной вышивки крестиком. 

Рекламный ход оказался невероятно удачным. Сначала на схемы клюнули горожанки, потом мода двинулась в крестьянские селения. Гомельская губерния не осталась в стороне от увлечения. Отсюда в одежду, полотна, покрывала, наволочки, занавески пришли гирлянды и цветы. За ними подтянулись перемены в цветовой палитре. Для контраста добавлялся синий, черный, зеленый. Анилиновые красители, производство которых освоили в это же время, сделали процесс крашения нитей менее трудоемким и более разнообразным, сильно потеснив натуральные.

— То есть далеко не вся вышивка, доставшаяся от прабабушек, говорит на языке исконных символов?

— Уже в начале XX века орнамент, который был наделен символикой, смыслом и особым цветовым подтекстом, начал рассматриваться как декоративный элемент и во многом утратил свое первоначальное значение. Хотя в целом подсознательное восприятие цветов, накопленное поколениями, остается при нас. А некоторые элементы национальной культуры не утрачивают своих позиций и в современной повседневной жизни. Взять хотя бы красные браслеты-фенечки, которые сейчас носят от мала до велика в качестве защиты и оберега.
Есть цвета, которые практически не представлены в устойчивых выражениях. Например, оранжевый, который был открыт сравнительно поздно. По той же причине мало изречений и с фиолетовым цветом. Самое известное: «Мне все фиолетово». Считается, что выражение связано с химией, в которой нейтральная среда имеет фиолетовый цвет.
ЛЮБОПЫТНО

«Чырвоны» происходит от древнерусского «червленый», то есть окрашенный кошенильным червецом — видом полужесткокрылых насекомых. Наши предки также красили нити лебедой, корнем сабельника, желтой кашкой.

draluk@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter