БЕЛКООПСОЮЗ Искусство прирастать

Сегодня, когда приходится работать в условиях высокой конкуренции, нужно чутко и четко реагировать на изменения потребительского спроса. А еще для успеха необходимо иметь положительный имидж, который не только расскажет о вас как о серьезном деловом партнере, но и поспособствует притоку финансовых средств. В этом плане показателен пример Белкоопсоюза: более ста лет он живет заботами сельчан и делает все возможное, чтобы магазины оставались в числе любимых для покупателей. Несмотря на стремительный рост других торговых сетей, потребкооперация по-прежнему основной торговый оператор, обслуживающий сельчан. Секрет прост: свою ассортиментную политику здесь строят вокруг потребностей покупателей и обеспечения их высокой удовлетворенности. И эта тактика работает!

Председатель правления Олег МАЦКЕВИЧ.
Впрок и с толком

760 приемозаготовительных пунктов, 860 штатных заготовителей, более 3,8 тысячи магазинов, расположенных в сельской местности, круглогодично закупают у населения, фермерских хозяйств сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию как для собственных нужд, так и для нужд перерабатывающих предприятий страны. Часть из них поставляется на экспорт.

За январь—апрель 2023 года организациями Белкоопсоюза заготовлено сельхозпродукции и сырья на 132 миллиона рублей, в том числе населению выплачено 75 миллионов. При этом более половины загот-оборота составляет продукция, закупаемая у населения и фермерских хозяйств. Кстати, на начало мая заключено 295 договоров с 210 фермерскими хозяйствами на приобретение около 9,4 тысячи тонн сельхозпродукции.

Кадры решают всё

Потребкооперация обладает многоуровневой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, куда входят Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации с двумя филиалами, а также четыре колледжа. Наличие собственных учебных заведений — важная составляющая имиджа. Сегодня здесь проходят подготовку около 6 тысяч студентов и учащихся и повышают свою квалификацию около 500 руководителей и специалистов.

В последние годы в учреждениях образования ведется целенаправленная работа по открытию новых специальностей. Так, в университете появились «экономическое право», «информационные системы и технологии». Колледжи активно ведут подготовку по специальностям «операционная деятельность в логистике» и «программное обеспечение информационных технологий».

Меховое царство

Примечателен тот факт, что более 95 процентов республиканского объема производства шкурок норки приходится на звероводческие организации потребкооперации. Что интересно, в 2022 году доля белорусской норки в общемировом объеме производства достигла 5 процентов. Ежегодно более 90 процентов пушнины от общего объема производства поставляется на экспорт. За 2022 год реализовано свыше 650 тысяч шкурок пушных зверей, в том числе на экспорт — 590 тысяч, остальное — на внутренний рынок страны. Удельный вес востребованных на мировом рынке зверей скандинавской селекции в основном стаде норок в зверохозяйствах Белкоопсоюза увеличен до 97 процентов.

После снятия пандемических ограничений особую активность проявили покупатели из Китая.

Собственный дизайн-центр GNL занимается пошивом готовых меховых изделий. Также работает фирменная сеть магазинов «Королевство меха».

Еда без вреда

300 цехов и участков выпускают более 3 тысяч наименований продукции востребованного ассортимента, обеспечивая прилавки собственных магазинов и внесистемных потребителей.

За 2022 год в целом по Белкоопсоюзу объем производства промышленной продукции превысил 420 млн рублей.


В общем объеме производства республики потребительская кооперация занимает значительную долю по хлебу и хлебобулочным изделиям — более 15 процентов.

Для продвижения продукции кооперативной промышленности на рынке и ее узнаваемости среди потребителей разработаны новые товарные знаки — «Колосок», «Еда без вреда», «Родной источник».

Удобно, когда рядом

На начало года торговая сеть потребкооперации насчитывала 4,9 тысячи магазинов суммарной торговой площадью 465,2 тысячи квадратных метров. Сегодня акценты смещаются в пользу форматов «у дома» и «мини»: в ассортименте продукты и востребованные товары повседневного спроса в шаговой доступности для покупателей. В 2022 году появилось 14 таких объектов. В текущем планируется открыть еще девять.

Отработаны торгово-технологические процессы и переведены на самообслуживание более 4,5 тысячи магазинов.

В последнее время возрастает популярность магазинов-дискаунтеров «МЕГАопт» из-за низких цен и благодаря рациональному отношению к потреблению среди населения.


Магазин на колесах

Основная миссия Белкоопсоюза выражена в слогане «Жить заботами сельчан». Это подтверждается и фактами: 70 процентов магазинов расположены в сельской местности. Вдобавок организована работа 549 автолавок. Они обслуживают 14,8 тысячи сельских населенных пунктов, из них более 5,2 тысячи насчитывают менее десяти жителей в каждом. Здесь продается все, начиная от продуктов питания и заканчивая непродовольственными товарами, — свыше 200 наименований. А если чего-то не хватает, можно оформить товар под заказ.

Каждый магазин на колесах ежедневно преодолевает около 170 километров. 

С нами вкусно

Белкоопсоюз — это еще и развитая отрасль общественного питания: 870 объектов на 45 тысяч мест, 117 заготовочных цехов. В весенне-летний период дополнительно открывается 57 мини-кафе, 144 летние площадки, 150 точек выносной и выездной торговли.


Активно продолжается реализация проекта по созданию новой сети общественного питания. В этом году планируется открыть еще 20 объектов, половина которых — под единым ­брендом ­«ЛепимСами», «Еда&Кофе», «TASTY», «СМАЖАНКА». Каждый из них ориентирован на определенный ассортимент блюд и кулинарных изделий. Ребрендинг затронет и привычные всем «Кулинарии» — им на смену придет «Гастролавка» с обеденной зоной и продукцией собственного производства с современным подходом в обслуживании.

Примечательно, что в меню присутствуют блюда белорусской кухни, отражающие колорит и самобытность культуры.

Новые рубежи

В 2022 году поставки продукции Белкоопсоюза осуществлялись в 15 стран и 30 российских регионов. Основной удельный вес в географии продаж по-прежнему занимают Российская Федерация (77 процентов), Казахстан (8,1 процента), Китай (7,8 процента).

В январе—апреле 2023 года отмечался рост объемов экспорта по отдельным товарным группам, в частности по пушнине и кожевенному полуфабрикату темп роста составил 102,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Открыты рынки новых стран, среди которых Азербайджан, Камбоджа, Гонконг и Польша. В структуре экспорта преобладали: пушнина — 5,1 миллиона долларов (удельный вес в экспорте — 44,7 процента), мясо КРС — 4,6 миллиона долларов (40,6 процента). Также осуществлялись поставки свежих фруктов и овощей, включая картофель, дикоросов, переработанной пищевой продукции и кожевенного полуфабриката.

УНП 100105032
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter